Обмануть народ или исправить ошибку? Локдаун поставил министров Латвии в трудное положение

Тема: Коронавирус наступает

Главная претензия народа к политикам – неисполнение обещаний. А что они должны делать, если вдруг осознали, что ошиблись? Принимать губительные, но ранее обещанные решения или пойти на крайне непопулярные меры? Именно перед таким выбором стоят сейчас латвийские власти.

В Латвии пошла последняя неделя локдауна, народ с нетерпением ждет послаблений. Правительство множество раз обещало, что продления не будет. Если обманет, то его сожрут.

И на этот момент никто не призывает продлить ограничения в нынешнем объеме. Даже министр здравоохранения Даниэль Павлютс, главный сторонник закручивания гаек, уже объясняет, как страна будет жить после 15 ноября. А именно так, как и жила до начала локдауна: с очень значительными ограничениями для непривитых и с меньшими – для вакцинированных.

Проблема в том, что сейчас – тот самый случай, когда надо повиниться и не выполнить обещания. Это, конечно, вызовет бурю, зато ослабит пандемию. Наверняка будут спасены десятки, а может, и сотни жизней.

Дело в том, что изначально сроки локдауна были выбраны неверно. Ошибка простительна: ситуация была ужасной, 15 ноября казалось столь далеким будущим, что за него никто не заглядывал. Эксперты изначально рекомендовали жесткие ограничения на три недели – вот их и ввели на три с половиной.

Все понятно: ущерб экономике прямо пропорционален протяженности локдауна. А вот благо для здоровья – увы, нет: люди начинают нарушать. Бесконечные ограничения прошлой зимы справедливо признаны ошибкой.

Теоретически – все эти рассуждения справедливы. На практике же в них допущена существенная ошибка: неделя, которая начинается 15 ноября, – необычная. В ней только три рабочих дня, начиная с четверга – праздники. День Независимости 18 ноября, плавно переходящий в выходные.

Разумеется, можно призывать людей сидеть дома. Только все равно никто не послушает. Нельзя отложить жизнь на потом, длинных праздников у нас раз-два и обчелся. Открыть на их время рестораны, промтоварные магазины и театры – получить новую вспышку.

Конечно, все эти услуги достанутся только привитым. Грубо говоря, таких три пятых населения, а среди заболевших они составляют треть, вчера уже было 38%. Достаточно много, чтобы перезаражать друг друга. Мы же понимаем, что прививки действуют не вечно. Те, кто привились весной (а в случае популярной одноразовой Janssen (Johnson & Johnson) – и летом), бо́льшую часть иммунитета утратили. Дополнительная же прививка пока малопопулярна.

И если в обычные выходные средний человек развлекается один день, оставляя второй на домашние дела, то когда четыре свободных дня, то уместно весело провести три из них. Длинный уик-энд – это и повод навестить родных и друзей, до которых за обычные выходные не доберешься. И это тоже нельзя никому запретить. Хотя в провинции с охватом вакцинацией куда хуже, чем в Риге. Вот и новые возможности вирусу разгуляться.

Кстати, это и мировой опыт – привязывать ограничения к праздникам. В России в этом году сидели по домам до окончания майских праздников. Сейчас ввели нерабочие дни опять-таки на праздничную неделю.

Если бы подумали сразу, то локдаун сделали бы до 21 ноября включительно, и никакого особого скандала не было бы. Тогда вторая половина ноября была заоблачной далью не только для власти, но и для всего населения. А сейчас отложить окончание локдауна безболезненно не получится.

Это для любого политика очень больной вопрос – что делать, если ошибся? Признать ошибку, отказаться от обещаний и продолжить непопулярные меры или "не заметить" оплошности? В первом случае потеряешь тысячи голосов на выборах, во втором – жизни людей.

Можно предложить компромисс: на эти три рабочих дня продолжить хотя бы удаленное обучение в школах. Потому что школьники, да еще соскучившиеся по общению, – очень благотворная среда для распространения вируса.

В возрастной группе от девяти до двенадцати лет они все непривитые, среди тех, кто постарше – таковых большинство. Сейчас идет массовая вакцинация, но прививаются главным образом взрослые, которым грозит опасность потерять работу. Школьников никто прививаться не заставляет, и если раньше не успели, то сейчас им идти стоять в очереди вряд ли стоит. Через месяц спадет ажиотаж – вот тогда и пойдут.

Разумеется, из всех ограничений именно к учебе по интернету больше всего претензий. Понятно, что это профанация, что чем ее меньше, тем лучше. Но если в прошлом году удаленно учились более полугода и как-то пережили, то нынче речь идет всего о трех днях.

Зато сейчас ребята вдоволь наобнимаются, перезаразят друг друга, а на выходные отправятся вместе с родителями в деревню, инфицировать непривитых бабушек. Вот и взвесим последствия.

Все это тем более обидно, что локдаун дал плоды: заболеваемость достаточно резко снижается. На первой его неделе были достигнуты рекорды – более 3200 заболевших в сутки, двухнедельный показатель заболеваемости 30 октября дошел до 1801 случая на 100 тыс. жителей, Латвия вышла на первое место в мире поэтому показателю.

Сейчас показатель снижается на несколько десятков единиц в сутки. На 8 ноября он составил 1520 случаев. В воскресенье позитивными были 8% тестов, в Литве и Эстонии – примерно вдвое больше. И эстонцы сместили нас с первой строчки в мировом рейтинге заболеваемости.

>>>Covid-отделения в Эстонии – на пределе. Врачи жалуются на нехватку персонала и коек

А из этого можно рассчитать и другие, куда более важные характеристики пандемии. Мы знаем, что при тяжелом течении болезни человек попадает в больницу в среднем через десять дней. Таким образом, буквально сейчас должен быть пик заполненности больниц. И можно смело надеяться, что в эту волну одновременно в больницах не будет 2000 человек, чем нас пугали.

Еще несколько дней – достигнем пика заполненности реанимаций. А через неделю с небольшим наконец-то начнет снижаться страшное число ежедневных жертв болезни: от момента заражения до смерти в летальном случае проходит примерно три недели.

Понятно, что любое смягчение ограничений дает болезни новый шанс, ситуация больше не будет улучшаться так быстро. Понятно, что смягчить их все равно необходимо. Вопрос только в том, что через неделю это смягчение будет менее губительно.

Нет сомнения, что министры это понимают и кусают локти, что неосмотрительно пообещали закончить локдаун 15 ноября. Но что они предпочтут: исправить ошибку или выполнить обещания? Очень скоро узнаем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.