Обратная сторона перемирия в Донбассе – обстрел поселков солдатами украинской армии из минометов, артиллерии и стрелкового оружия. Несмотря на то, что режим прекращения огня начал действовать с июня 2019 года, в поселке Зайцево в 17 км от Горловки с наступлением темноты жители плотно закрывают ставни, чтобы снайперы не открыли огонь по светящимся окнам.
Обстрелы происходят ежедневно. "Люди прячутся в подвалах и погребах. Передвигаются перебежками. Если обстрел застает на улице, то ложатся на землю около заборов или забегают в ближайшие дворы", – сообщает RT.
Военный конфликт поделил территорию села на две части. Граница проходит прямо по жилым домам. Жители Зайцева, которые оказались на стороне Украины, были вынуждены покинуть свои дома. Впоследствии их заняли украинские военные.
Глава поселковой администрации Ирина Дикун отмечает, что за пять лет войны половина жителей уехала из Зайцева. До 2014 года население поселка составляло 4 тысячи человек. 13 жителей поселка погибли во время боевых действий. 29 человек были ранены, пятеро из них – дети. Часть немногочисленной молодежи ушла служить в Народную милицию, другие помогают администрации в восстановлении домов.
Убежища находятся в подвальных помещениях. Жителям села надоело прятаться от войны под землей. К тому же из-за ограниченных физических возможностей больше всего страдают старики. "Подвал – это сырость, бронхиты и тому подобное. Многие пожилые люди уже не в состоянии спуститься в убежища", – сказала Дикун.
В селе с начала войны не работает трансформатор, поэтому уже несколько лет жители не пользуются электроприборами – не хватает электроэнергии.
"Как шла война, так и идет"
Корреспонденты RT пообщались с местными жителями, которые рассказали о том, как на самом деле идут дела в селе. Дом одной из женщин находится в 300 метрах от передовой. До войны женщина имела свое хозяйство и была индивидуальным предпринимателем. В один из обстрелов в 2014 году она потеряла весь свой скот: мина попала в хлев с животными.
Результатов перемирия нет. Минские соглашения существуют только в теории. "Какие Минские соглашения, ничего тут не работает! Как шла война, так и идет", – заявила она. Сын жительницы служит в Народной милиции и постоянно находится на позициях, расположенных на окраине поселка, сказала она.
Соседний дом постоянно попадает под обстрел украинских военных. "То мины в огороде разорвутся, то крышу продырявит пулеметная очередь. А в прошлом году разрывной заряд попал в дом. Я просто ослепла от взрыва", – рассказывает Людмила, хозяйка дома. Считает, что ей повезло. Одни соседи погибли в результате взрыва мины, другую соседку "подстрелил" снайпер, сказала она.
Тишину нарушают пулеметные очереди и звуки взрывов. "Это опять украинская армия бьет по району школы, где стоят наши военные", – пояснила женщина.
Другая жительница села Светлана рассказывает, что в 2015 году украинские военные интенсивно обстреливали дома под звуки музыки, включали гимн Украины. "Это они нас так психологически давили. Было жутко и страшно", – рассказывает она.
Все окна в доме Светланы со стороны "неспокойной" улицы Рыбалко затянуты полиэтиленом, чтобы не разлетались стекла. По ее словам, обстрелы не прекращаются. У женщины есть ребенок. По словам девочки, звуки стрельбы ее уже не пугают. Она даже не всегда спешит спрятаться в убежище. Школы в Зайцево нет, ее разбомбили. На учебу ребенок ездит в соседнее село на специальном автобусе.
В январе 2016 года украинская сторона нарушила договоренность по обстрелам, военные открыли огонь по школе. "Мы вытаскивали детей через окна, посадили их в маленький автобус и отвезли в клуб, там толстые стены", – вспоминает женщина.
Несмотря ни на что
Раз в 45 суток каждый житель поселка получает гуманитарный набор. В него входят крупы, макароны, сахар, мука, консервы и туалетные принадлежности. Администрация поселка и власти республики помогают домашним хозяйствам, например, привозят на зимний период уголь и корм для скота.
Сейчас в прифронтовых районах ДНР проживают более 52,5 тысяч несовершеннолетних. Некоторые семьи воспитывают сирот. Несмотря на близость линии фронта и тяжелые условия, жители не хотят покидать родные места.
Например, в поселке Крутая Балка остался всего один житель. Остальные уехали, когда здесь прошла линия фронта.
"Я живу тут совершенно один, вот только иногда меня ребята из Народной милиции навещают, – рассказывает мужчина. – Их пост всего в нескольких сотнях метров, а за ними уже Украина, с территории которой мой дом почти ежедневно обстреливают из минометов и стрелкового оружия". Прямо во время осмотра журналистами дома в паре сотен метров от них начали падать мины. Он объяснил, что дом хорошо просматривается с их позиции и это реакция на приезд.
Глава администрации Никитовского района Ирина Джеломанова говорит, что жители прифронтовой территории не верят в то, что с ними что-то может случиться. "Чувство опасности – оно в крови и передается из поколения в поколение", – говорит она. Какая бы опасность ни возникала, люди игнорируют ее и возвращаются на свою землю. "Такой менталитет", – заключила глава администрации.
Напомним, что основой саммита в нормандском формате были Минские соглашения, которые должны были способствовать урегулированию отношений в Донбассе. В официальном документе прописаны три пункта: "Немедленные меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта", "Меры по реализации политических положений Минских соглашений" и "Продолжение". По факту этому соответствует приверженность полному выполнению режима прекращения огня в Донбассе до наступления Нового года, разведение сил в трех новых населенных пунктах в восточной части Украины и обмен пленными.