Есть еще, конечно, маловеры, которые высокомерно заявляют: "Я и бал – две вещи несовместные", но таких все меньше и меньше. Признаюсь, я и сам поначалу воспринял идею проведения балов в современных условиях с недоверием, но в обстановке Второго Балтийского бала, на котором довелось побывать, мой скепсис испарился почти совершенно.
Общая атмосфера мероприятия была созвучна заверениям организаторов в том, что балам, которые проводятся в формате Венского оперного бала, удается сочетать аристократические и демократические традиции: красиво, торжественно, без снобизма, но не нараспашку.
Прежде всего, бал, а Балтийский бал в особенности – удовольствие не из дешевых. Билеты стоят от 70 (входные) до 350 (категория А) евро. И здесь не сэкономишь, как в случае Рижского бала: дресс-код более чем строгий. Даже для журналистов никаких поблажек.
Во дворце "Зиемельблазма", где проходит Балтийский бал, не встретишь фотографов в шортах и полосатых майках, хотя рюкзак верхом на смокинге мне однажды встретился. А в джинсах на публике появились только кондитеры, которые вывезли торт.
Дамам еще сложнее. Если мужчины могут ограничиться одним-единственным костюмом на все случаи и одной-единственной бабочкой (желательно белой, чтобы хоть чем-то отличаться от официантов), то женщины, если это не первый и последний бал в их жизни, вынуждены снаряжаться всякий раз заново. Я уж не говорю о дебютантках.
Дебютантки выходят все в белом (это их эксклюзивный цвет, гости бала в белом – моветон), в настоящих бальных платьях, с букетами в руках, белыми перчатками выше локтя и бриллиантами (спасибо, Сваровски!) в волосах – диадема – неотъемлемый атрибут рядовой дебютантки.
Дамы из числа гостей должны позаботиться о платье в пол на свой вкус и цвет, но желательно не в цветах. И это не считая туфель, сумочки, украшений… Плюс уроки танцев для тех, кто манкировал школьной и прочей самодеятельностью.
Так что бал – это тот еще двигатель торговли. Хотя приходится согласиться с вице-мэром Риги Андрисом Америксом, который в одном из недавних интервью заявил, что песни и танцы не могут компенсировать стране потери в таких сферах, как банковские услуги и транзит.
Это, однако, не мешает Рижской думе в лице того же Америкса поддерживать бальную культуру в Риге. Во всяком случае, Рижский бал проходит под его патронажем, а Балтийский бал – при поддержке столичного самоуправления и при личном участии рижского вице-мэра, который по такому поводу даже сменил свой обычный белый костюм на соответствующий дресс-коду черный. Кстати, завсегдатаем Балтийского бала является и Айнар Шлесерс, предшественник Америкса в его нынешней должности.
Балтийский бал – мероприятие, безусловно, культурное и даже, по местным меркам, великосветское, но геополитическая его ориентация проступает довольно определенно. На звуки музыки во дворец "Зиемельблазма" съезжаются представители кругов, на словах и на деле выступающих за более тесное сотрудничество Латвии с Россией. Так, среди гостей был замечен президент контролируемой российскими акционерами газовой компании ITERA Latvija Юрис Савицкис, а среди спонсоров засветился Рижский свободный порт, кровно заинтересованный в российских грузах.
И среди дебютантов (фишка Венского бала – участие и выход дебютантов), и среди гостей преобладали латвийцы, но были участники и из других стран: Исландии, Франции, Великобритании, Италии, Германии, Белоруссии. Тем не менее ведущие – российская балерина латышского происхождения Илзе Лиепа и латвийский актер Юрис Жагарс, который, по остроумному замечанию Илзе, прекрасно сыграл роль заявленного было Андрея Жагарса (братья действительно чем-то похожи), – вели мероприятие на русском и латышском языках.
Изредка звучал также английский. Никого это не напрягало. Похоже, взаимопонимание было полным, настроение – приподнятым, чему немало способствовали продуманное меню от шеф-повара юрмальского ресторана 36.line Лауриса Алексеева и хорошо составленная программа бала.
Церемониальные моменты и рекламные паузы перемежались танцами и концертными номерами. Перед публикой выступили артисты балета, солисты Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталия Сомова и Георгий Смилевский. Они станцевали адажио из балета Чайковского "Лебединое озеро" и композицию на музыку Шопена.
Дважды выступали четырехкратные чемпионы Латвии и двукратные чемпионы Европы по бальным танцам Элиза Анцане и Эдгар Линис. Пели соло и дуэтом солистка Большого театра Динара Алиева (Россия) и солист Венской Государственной оперы Карлос Осуна (Мексика).
И если голос Осуны показался мне несколько осунувшимся, то выступление Алиевой я назвал бы блистательным. Она пела арию Тоски из одноименной оперы Пуччини, арию Сильвы из оперетты Кальмана "Королева чардаша", а вместе с мексиканским коллегой исполнила дуэт Мими и Рудольфа из "Богемы" Пуччини и "Застольную" из "Травиаты" Верди.
Уже ради одного только удовольствия слушать и видеть Динару Алиеву стоило побывать в минувшую субботу в "Зиемельблазме". Упомянем среди выступавших и мировую звезду аккордеона Айдара Гайнулина. Ему и другим артистам аккомпанировал фестивальный симфонический оркестр под управлением Андрея Лебедева (Россия). Под музыку оркестра танцевали и участники бала. После полуночи оркестр сменил Елгавский биг-бенд под управлением Райтиса Ашманиса.
В роли распорядителя бала выступил венский танцмейстер Андрей Киту. Он объявлял галоп – простой и усложненный, кадриль – русскую и австрийскую, тут же показывал фигуры и их очередность.
Кадриль – очень веселый танец. В порядке комплимента Киту объявил, что лучшую русскую кадриль он видел именно на Балтийском балу. Но и здесь, в Риге, латыши танцуют ее лучше русских и, насколько я заметил, охотно делятся опытом.
Балтийский бал относится к разряду благотворительных. В прошлом году бенефициаром бальной лотереи стало Рижское хореографическое училище, в этом – хореографическая студия учебного центра EVENTUS. Намерение устроителей Балтийского бала поддержать именно искусство балета вполне понятно.
Правда, пока активность тут проявляют в основном члены оргкомитета бала. Так или иначе, по итогам лотереи и "тихого аукциона" удалось собрать сумму в 6000 евро, сертификат на которую торжественно вручили директору центра Татьяне Степановой.
Из истории и литературы мы знаем, сколь желанной для представителей всех слоев общества была поездка на бал. Тот, кто однажды туда попал, заболевает баломанией, кто в более, кто в менее острой форме. Одна из участниц Балтийского бала, Карина Лиепиня, развернула передо мной целую бальную философию. Ее дочь дебютировала на Первом Балтийском балу, 23 сентября 2017 года.
И пошло-поехало-полетело. Девушка стала одной из трех латвийских дебютанток XVI Венского бала в Гостином дворе, состоявшегося в Москве 26 мая этого года. Еще раньше, вместе с мамой, она побывала на III Русском балу в Карловых Варах. Второй Балтийский бал – четвертый в их списке.
"Нам очень понравилась завораживающая атмосфера бала, – делится г-жа Лиепиня. – Кто ни разу не был, тот вряд ли поймет. Это затягивает: сильные эмоции, новые знакомства, просто сказка, а каждый хочет попасть в сказку. Сложно описать восторг, который испытываешь на балу. Дебютантка или просто гостья – это не меняет общего ощущения. Может, только волнения меньше".
Дебютанты из Латвии и России – девушки и юноши – подружились, ездят друг к другу в гости (а разве не это истинная и по всем статьям благородная цель бала?). И вот уже планируют совместную поездку в столицу Австрии, на настоящий Венский оперный бал.
"Уже записались. Летим в Вену на Рождество. Мальчики тоже. Уже билеты купили. Все на низком старте", – заключает г-жа Лиепиня.
Так что бал – это сила. Мягкая сила.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.