В последние годы задаюсь риторическим вопросом: не слишком ли строго россияне относятся к собственной истории?
В Великобритании в фильмах и книгах давно уже славят мудрую королеву Елизавету I, в правление которой, по некоторым данным, было казнено 89 тысяч человек. Судя по этой цифре, подданным Елизаветы I стоило опасаться ее никак не меньше, чем русским – ее современника Ивана Грозного. Но Елизавету I называют "мудрой королевой", а Иван IV, как и положено Ивану, считается "кровавым тираном".
В США устроили культ личности Джорджа Вашингтона – он в Америке на деньгах (как в СССР – Ленин), в его честь названы столица страны, штат, астероид и даже серия подводных лодок с баллистическими ракетами. Никого не смущает то, что формально Вашингтон был изменником как полковник колониальной милиции в период британского правления и реально – рабовладельцем, который имел негров-рабов).
В Париже есть музей Наполеона, из-за многочисленных войн которого взрослое мужское население во Франции катастрофически уменьшилось… А сам Наполеон, угробив огромное количество людей, в конечном итоге не достиг своих целей и закончил жизнь в ссылке на африканском острове – явно не пример для подражания. Однако французы с уважением относятся к давно умершему императору.
Не собираюсь оправдывать Ивана Грозного жестокостью Елизаветы I. А вот замечательный российский полководец и администратор, о котором пойдет речь в этой статье, явно нуждается в реабилитации.
345 лет назад – 6 ноября (по старому стилю) 1673 года – родился человек, которому суждено было сыграть немаловажную роль в истории как России, так и Латвии – полководец Александр Данилович Меншиков.
Как его еще недавно нередко изображали в книгах и фильмах? В первую очередь – коррупционер, неудачник, проигравший, в конце концов, борьбу за власть. Да, проигравший. Так ведь не интриги были его сильной стороной! Воровал, правда, с размахом – у этой личности большого масштаба и грехи были большими.
Но не этим Меншиков вошел в историю! Его очернителям стоило бы задуматься, почему очевидец – датский посол в России Юст Юль – утверждал, что, не посоветовавшись с Меншиковым, Петр I не делал ничего? И почему проницательный Александр Пушкин называл его "полудержавным властелином".
Предвижу простое объяснение успешной карьеры: Меншиков же был денщиком царя, то есть имел знакомства на самом верху. Вот только денщиков у царя было несколько, и кто сегодня помнит об остальных?
Поручик Меншиков сделал блестящую карьеру на поле боя, демонстрируя во время Северной войны необычайную смелость и полководческий талант. Так, в 1702 году он проявил инициативу и смелость при осаде хорошо укрепленной шведской крепости Нотебург, благодаря чему крепость пала.
7 мая 1703 года в устье Невы русские солдаты на лодках атаковали ночью два шведских военных корабля и внезапным ударом захватили их. Захватом одного из кораблей руководил Петр I (потом он скромно написал, мол, других знающих в морском деле не было), другой шведский корабль был захвачен отрядом Меншикова.
За эти отличия на поле боя царь и сделал Меншикова государственным деятелем, губернатором завоеванных земель. И тут же поставил перед ним сложнейшую задачу – велел строить Санкт-Петербург. Меншиков справился.
А вот как Александр Меншиков командовал армиями – побеждал практически без потерь. В октябре 1706 русская армия одержала первую победу в ходе Северной войны в "правильной битве" под Калишем: шведский генерал Мардефельд не был застигнут врасплох, русские и союзные им поляки не имели подавляющего численного превосходства над противником, сражение происходило в открытом поле.
И что же? Заметив, что Мардефельд оставил без прикрытия кавалерии свой центр, Меншиков спешил драгун, отрезал конницей путь неприятелю к отступлению, сокрушил вражескую пехоту… Эта победа не идет ни в какое сравнение, к примеру, с полтавской (там русская армия потеряла тысячи солдат убитыми и ранеными). А под Калишем неприятельская армия перестала существовать – часть сдалась в плен, часть разбежалась, и при этом русские потеряли убитыми всего 80 человек!
Отличился Меншиков и под Полтавой, причем, прежде всего, после сражения. Дело в том, что царь Петр I, обрадованный бегством шведов с поля боя, дал им возможность отступить. Меншиков без пехоты, без артиллерии, с одной лишь конницей взялся их преследовать. Шведы улепетывали быстро…
Меншиков с трудом догнал их через три дня под Переволочной и грозно потребовал: "Немедленно сдавайтесь!". Шведы растерялись: у них нет ни пороха, ни пушек, король их бросил и удирает в Турцию… Командовавший шведской армией генерал Левенгаупт решил сдаться без боя и похоронил надежды Швеции на победу или хотя бы ничью в Северной войне. Лишь в плену он узнал, что Меншиков взял шведов, что называется, на понт – его конница по численности уступала шведской армии и также не имела пушек…
Так и решился исход Северной войны. Сравним. Тот же Наполеон, если поле боя оставалось за ним, не стеснялся объявлять о победе, потеряв убитыми и ранеными десятки тысяч человек. А Меншиков умел сохранять жизни своих солдат.
В 1709 году в ходе Северной войны генерал-фельдмаршал Шереметев осадил Ригу. Когда осада стала затягиваться, Петр I послал Александра Меншикова ускорить дело. Тот действовал решительно. На Саркандаугаве по его приказу был создан искусственный холм, на нем Светлейший князь велел установить артиллерию.
Главное же, полководец велел перегородить русло Даугавы огромной цепью. И пушки на холме в Саркандаугаве, и цепь преследовали одну цель – не допустить к Риге шведский флот, не дать ему возможности плавать по Даугаве. Когда, хоть и трудоемкие, но отнюдь не сверхсложные распоряжения Меншикова были выполнены, положение шведского гарнизона стало безнадежным – он был отрезан от источников снабжения. Меншиков даже не стал ждать, пока шведы надумают сдаться, а уехал заниматься другими делами государственной важности.
Когда русская армия стала полностью контролировать Лифляндию и Эстляндию, Меншиков много лет был генерал-губернатором этих земель. Рижский магистрат даже подарил ему дом, дабы вельможа чувствовал себя в городе комфортнее. Впрочем, как генерал-губернатор Меншиков ничем не запомнился. И, возможно, именно из-за разумной политики: для чего ему надо было активно вмешиваться в уже отлаженную жизнь рижан и кардинально менять ее?
А Саркандаугава до революции носила имя Александра Меншикова. В память об искусственном холме ее так и именовали – Александровские высоты.
На примере изображения в наши дни жизни Меншикова, чьи заслуги забыты, хорошо видно различие в западном и российском подходах к истории. На Западе давно уже историю видят такой, какой хотят ее видеть. Во всяком случае, именно так она выглядит в кино и на телеэкране (а именно это, главным образом, формирует представления о ней). В таком варианте истории положительными героями могут быть и пираты, и колонизаторы – кто угодно.
В России же некоторые создатели фильмов и книг еще недавно оценивали исторических личностей по очень строгим критериям: раз не был рыцарем без страха и упрека, так получи по полной программе! Такое бичевание недостатков, оценка прошлого по современным критериям (а любого человека надо было бы оценивать с точки зрения его эпохи) преследует вполне благородную цель – недопущение подобных явлений в современной жизни, желание сделать ее лучше.
Вот только не оказывалась ли порой жертвой такого подхода отечественная история? Думается, лишь в XXI веке началось преодоление такой однобокости. Но по отношению, к примеру, к тому же Александру Меншикову уже возникли ложные стереотипы…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.