Время власти "камедиклаба"
Вскоре после получения Латвией в подарок независимости, "стратегической целью" новой страны было объявлено вступление в ЕС и НАТО. Думаю, большинство тогда на это не обратило внимания.
На пьедестале нищеты. Роль "барахолки" в Евросоюзе отведена Латвии >>>
Во-первых, идея интеграции со всем остальным "цивилизованным человечеством", – то есть, с Западом, – ненавязчиво внушалась людям с конца 1980-х годов.
А во-вторых, к тому моменту у рядовых жителей республики уже было много актуальных проблем "из 90-х". Куда еще при этом думать и о вчерашнем "диссидентском идеале"… Тогда, напомню, по большинству вопросов обращались к "браткам", как к реальной власти, а формальную власть воспринимали скорее, как просто какой-то "камедиклаб".
Профессора и инженера, торгующие на базаре. Бывшие комсомольские функционеры, содержащие интим-клубы. Предательство вчерашних товарищей по "пробуждению". Поднимающий голову национализм и ползучее введение "института неграждан". Наконец, "мягкие" массовые депортации "круглопечатников". Вся эта реальность неизбежно накладывала свой отпечаток на восприятие происходящего.
Поэтому про цель существования страны, обозначенную "камедиклабом", очень быстро забыли. Хотя в более адекватной здравому смыслу обстановке было бы логично задать себе элементарный вопрос. Любое вступление, куда бы то ни было – на самом деле всего лишь средство для достижения истинных целей. Но это – если смотреть на ситуацию, исходя из интересов вступающего. А вот если поглядеть, исходя из интересов "принимающей стороны", то вступление очень даже может быть главной и основной целью для вступающего. Только не его собственной, а целью, к которой его заставляет стремиться эта "принимающая сторона". Думая при этом, что он исходит из своих, собственных, выбранных добровольно и без принуждения и кровно необходимых ему, целей и задач.
Глупость как системообразующий факторОтношения без обязательств. Как США рвут международные договоренности
Именно никогда не прекращающаяся экспансия дала Западу возможность построить "цивилизацию потребления". Это позволило избавиться от классических кризисов капиталистического перепроизводства. Точнее не избавиться, а перенести их эпицентр в кредитно-банковскую сферу, где эти кризисы легче смягчать.
Разумеется, в ходе этой перманентной экспансии Запад получает доступ к дешевым ресурсам, в том числе – трудовым. Но есть еще один аспект, про который зачастую забывают. Это – доступ к человеческому потенциалу нужного качества. То есть, возможность пополнять свой "запас" людей, действительно глубоко образованных, креативно мыслящих, способных работать на уровне сверхнапряжений. Без них "цивилизация тотального шопинга" не может ни существовать, ни развиваться. В то же время сама она выращивать таких людей не может и не хочет. По сути, она является ничем иным, как аналогом типичной "финансовой пирамиды".
Вот что писал советский и российский математик, которого считают одним из крупнейших математиков XX века, академик РАН Владимир Арнольд.
"Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)".
Поэтому идущая как в русских, так и латышских школах Латвии все годы "второй независимости" деградация образования вполне объяснима. Объяснимо и то, почему все, казалось бы, прогрессивные начинания в этой области в итоге приводят к тому же результату.
Казарменный маркетинг"Двуличная политика". Зачем НАТО угрожает России
Точно так же и НАТО, это уже давно не только, да и не столько, военно-политический блок, сколько бизнес-структура, использующая все основные принципы маркетинга.
Безусловно, Россия – геополитический "конкурент" Запада. Не даром "наезды" на Россию начались тогда, когда Запад понял, что Россия решила если и не выйти полностью из проекта "цивилизации тотального шопинга", то изрядно потеснить его в своей идеологии. Но большинству "натовских ястребов" и в страшном сне не приснится, что завтра они получат приказ атаковать границы России!
"Для внутреннего употребления" Россия в качестве врага нужна НАТО примерно так же, как рекламщикам нужен образ "страшного кариеса" или "неизбежного простатита" для продажи соответствующих товаров.
В ноябре 2006-го по аккредитации от газеты я (автор Александр Шамров – прим. Baltnews) работал на саммите НАТО в Риге. Изнутри, за двумя или тремя, сейчас не помню, кордонами безопасности это выглядело, как типичная выставка-презентация какой-нибудь ведущей транснациональной корпорации: с красочными проспектами, молодежными делегациями, красивыми девушками в изящной военной форме возле выставочных экземпляров бомб и снарядов и т.д. Можно было даже сфотографироваться в экипировке натовского вояки.
Но, разумеется, потенциальный "покупатель" должен верить в рекламную страшилку. Причем верить настолько сильно, чтобы менеджерам-воспитателям глобального мегамаркета приходилось даже придерживать этого, рвущегося в торговый зал, покупателя! Лучше отгонять лишних, чем заманивать нежелающих, – неофициальный принцип маркетинга. Иначе как заставить нищую страну раскошелиться на два процента от ВВП? А сегодня уже говорят, что на этом "не надо останавливаться"…
Поэтому весь центр Риги тогда выглядел так, будто по городским предместьям уже рыщут штурмовые отряды противника. Полупустые улицы, бронетранспортеры на перекрестках, затаившийся в переулках спецназ и бесконечные заборы, отгораживающие проезжую часть от тротуаров.
"К востоку от Латвии нет ничего!"Политолог о 15 годах Латвии в ЕС: из плюсов – возможность уехать отсюда
Прозападная интеграция обломков бывшего соцлагеря действительно была и остается стратегической целью. Причем эта интеграция должна выглядеть как "свободный выбор" молодого государства – но при этом по сути своей носить вассальный характер. Как оно, собственно, и происходит…
Да, по некоторым параметрам Запад сегодня действительно может быть образцом для подражания.
Но, во-первых, если понимать под Западом Евросоюз, то он вырос из проекта "общий рынок". Никаких иных предпосылок для возникновения ЕС, кроме роста объемов продаж, нет и никогда не было. Найти некую общую "европейскую идентичность" до сих пор так и не получилось. Поэтому "цивилизация тотального шопинга", это закономерная и финальная стадия развития "единого европейского пространства", при сохранении нынешней парадигмы развития.
Во-вторых, в основе нынешнего Запада, как ЕС, так и США, лежит непримиримое противоречие. А именно: между "человеком потребляющим" и "человеком созидающим". Это – два совершенно разных типа мировосприятия, кругозора, уровня подготовки. И, разумеется, для их успешного "производства" нужны две, совершенно разные стратегии развития общества. Делать и то, и другое одинаково хорошо не получится!
И наконец, исключительно "западный вектор" не выгоден Латвии, исходя из всей логики развития этой территории. Не даром даже все основные железнодорожные магистрали имеют здесь направление восток-запад.
К сожалению, стратегия развития этой территории определяется явно не в Риге. И поставив себе цель изменить такое положение дел – надо для начала признать факт существования проблемы. Даже политические события последнего полугодья убеждают в ее наличии. Начиная от долгих, нудных, невнятных попыток сформировать правительство и заканчивая фигурами двух новых первых лиц страны, которые вдруг выскочили, словно два чертика из коробочки.
Первая – это премьер-министр Кришьянис Кариньш, урожденный гражданин США, всегда готовый идти навстречу "особым потребностям" англосаксов.
Второй – фактически безальтернативный кандидат в президенты, сын диссидента-антисоветчика, Эгил Левитс. Еще ребенком выехал с семьей в Германию по "еврейской визе". То есть, обе фигуры – типичные "латыши эмиграции", даже на бессознательном уровне экстраполирующие застарелую ненависть к СССР на Россию. Фактически – креатуры вскормившего их Запада, обладающие совсем иным менталитетом, взглядом на мир, историю и роль в ней народов, чем их местные соплеменники.
Это ведь г-ну Кариньшу принадлежит фраза: "Предпринимателям надо понять, что российского рынка для них больше не существует. К востоку от латвийской границы им больше ничего не светит". А значит, чужая "стратегия развития", вредоносная прежде всего для Латвии, будет и дальше реализовываться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.