После начала "ремонта" финансовой системы латвийские банки перестали понимать правила игры, заявил глава подкомиссии Сейма по надзору за финансовым сектором Гатис Эглитис в интервью Латвийскому радио 4. По его словам, большая неясность существует в отношении рисков отмывания денег – и это отпугивает инвесторов.
"В Литве – огромный приток инвестиций, а у нас – ноль! У нас ничего не происходит. И частично это связано с ситуацией в финансовом секторе. Потому что ни один банк не знает, что ему можно, а что нельзя. Получается, выстроен такой огромный буфер безопасности, но он не позволяет происходить сделкам", – рассказал Эглитис.
Кредитно-финансовые учреждения ждут от Банка Латвии и Комиссии по рынку финансов и капитала более понятных правил игры:
"Сейчас в отношении рисков отмывания денег существует очень большая неясность. Это отпугивает потенциальные инвестиции. У нас инвестиции не происходят", – пояснил депутат.
Сумма иностранных инвестиций в основной капитал латвийских предприятий в первом полугодии 2019 года сократилась более чем в два раза, если сравнить с тем же периодом прошлого года. Согласно данным Lursoft, за первые шесть месяцев 2019 года иностранные инвестиции в основной капитал зарегистрированных в Латвии предприятий составили 14,4 млн евро против 33,3 млн в 2018-м.
"Если посмотреть на данные 2018 года, то Эстония привлекла 23,7 миллиарда евро вложений, Литва – 18 миллиардов евро, в Латвии иностранные инвесторы вложили 16,1 миллиарда. Это означает, что литовцы и эстонцы смогли быть удачливее нас. Думаю, тому много причин. В Эстонии очень тесные контакты с Финляндией, но из Скандинавии они привлекают много вложений тоже. У Литвы очень тесные отношения с Польшей, и им удалось привлечь средства оттуда. Латвия же пытается действовать во всех направлениях. Как мы видим, наша стратегия работает несколько хуже, чем у наших балтийских соседей", – пояснил исполнительный директор Совета иностранных инвесторов в Латвии (СИИЛ) Мартиньш Панке.
В СИИЛ подчеркивают, что инвесторы по-прежнему обеспокоены проблемами борьбы с экономическими и финансовыми преступлениями, теневой экономикой и коррупцией в Латвии, а также процедурами борьбы с отмыванием денег и своевременностью судов по экономическим и финансовым уголовным делам.
В Совете уверены, что все это может повлиять на поток новых капиталовложений в Латвию и затормозить их прирост. Риски в последнее время также неоднократно отмечали Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Moneyval и структура по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN).