Налоговая политика Латвии нуждается в глубоком реформировании, но, пока у власти находятся не разбирающиеся в экономике люди, это невозможно, заявил депутат Сейма, рыбопромышленник Дидзис Шмитс в интервью журналу "Открытый город".
Многие политики в принципе не понимают, как формируется бюджет, – они интересуются только тем, как его можно поделить, считает он.
Для бизнеса ситуация плачевная
"Мы сделали такую бюрократическую налоговую систему, которая полностью блокирует любую частную инициативу. У нас теневая экономика составляет 25% – четверть всей экономики страны! Но вопрос, как все сделать легально, не решается ловлей на автострадах людей с наличными деньгами. Надо менять налоговые условия для бизнеса, который работает не на экспорт, а внутри страны. Предприниматели просто не могут заплатить налоги", – отметил Шмитс.
Как исправить ситуацию?
Депутат воспользовался кривой Лаффера. С одного конца этой кривой нет налогов, а с другой все отдают государству сто процентов дохода – в итоге ни в том, ни в другом случае бюджет ничего не получает, потому что никто не хочет вести бизнес в стране со стопроцентной налоговой ставкой.
"Мастерство же государственной власти заключается в том, чтобы попасть на этой кривой в ту точку, где от налогов в бюджет поступает максимум денег. Но если ты эту точку сдвигаешь в сторону повышения налогов, то бюджет начинает терять средства. Так вот в Латвии в тех отраслях, которые работают на внутренний рынок, давно проскочили эту точку. А проблема в том, что люди во власти это не только не понимают, но многие даже и не знают, что есть такая теория. Люди из правительства уверены, что, поднимая налоги, они повысят бюджетные поступления. Это абсолютно не так", – заметил Шмитс.
В качестве примера он привел снижение НДС на овощи и фрукты с 21% до 5%. В итоге уже в первый год государство собрало больше налогов в этой сфере, чем ранее.
"У нас государство выжимает все из пяти тысяч крупных предприятий, вместо того, чтобы озаботиться вопросом: как сделать так, чтобы таких предприятий было десять тысяч. Для этого, конечно, нужны инвестиции", – отметил Шмитс.
Иисус Христос не поможет
Инвесторов привлечь в страну практически невозможно, уверен депутат. Согласно его подсчетам, запуск рыбоперерабатывающего предприятия с пятьюдесятью работниками, с зарплатой 1000 евро на руки и оборотом 18 миллионов евро в Латвии окажется более невыгодным, чем в Литве, Эстонии, Польше и Чехии. Проблема не только в налогах, но и в дороговизне электроэнергии.
"Ты должен быть сумасшедшим, чтобы открывать сегодня такой завод в Латвии", – заявил Шмитс.
Это нужно исправить, но замена руководителя Латвийского агентства инвестиций и развития Андриса Озолса тут не поможет.
"Я не являюсь его адвокатом, но, поверьте, даже если это агентство сейчас возглавит Иисус Христос, ничего не изменится. Что можно рассказать про Латвию – что это прекрасная страна, что здесь нет терроризма? Это все хорошо, но, когда инвестор возьмет калькулятор и посчитает, ничего не произойдет", – отметил Шмитс.
Инвестиционный климат
Чтобы привлекать инвестиции из-за рубежа, Латвии нужны коренные изменения не только в трудовом законодательстве, но и в сфере высших школ, заявил ранее исполнительный директор Совета иностранных инвесторов (СИИЛ) в Латвии Мартиньш Панке.
"Если посмотреть на данные 2018 года, то Эстония привлекла 23,7 млрд евро вложений, Литва – 18 млрд евро, в Латвии иностранные инвесторы вложили 16,1 миллиарда. Это означает, что литовцы и эстонцы смогли быть удачливее нас. Думаю, тому много причин. В Эстонии очень тесные контакты с Финляндией, но из Скандинавии они привлекают много вложений тоже. У Литвы очень тесные отношения с Польшей, и им удалось привлечь средства оттуда. Латвия же пытается действовать во всех направлениях. Как мы видим, наша стратегия работает несколько хуже, чем у наших балтийских соседей", – отметил Панке.
В СИИЛ подчеркивают, что инвесторы по-прежнему обеспокоены проблемами борьбы с экономическими и финансовыми преступлениями, теневой экономикой и коррупцией в Латвии, а также процедурами борьбы против отмывания денег и своевременными судами по экономическим и финансовым уголовным делам.
В Совете уверены, что все это может повлиять на поток новых капиталовложений в Латвию и затормозить их прирост. Риски в последнее время также неоднократно отмечали Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Moneyval и структура по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN).