"Отмыться" от "грязных денег". Как Латвия избегает "серого списка"

Правительство Латвии приняло новый план борьбы с отмыванием денег. С чем связаны такие меры, расскажет Baltnews.

Члены правительства Латвии за закрытыми дверьми утвердили новый план борьбы с отмыванием незаконно нажитых средств, финансированием терроризма и распространением оружия массового поражения на период с 2020 по 2022 годы. Об этом сообщает LSM.

Документ готовило Министерство внутренних дел под статусом секретности. Новый план подготовили учитывая рекомендации международных организаций. Также принимались во внимание результаты, полученные в 2019 году в ходе реализации подобного документа.

Документ соответствует предыдущим рекомендациям комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег. Moneyval еще в начале декабря собирался вынести вердикт по Латвии – соответствует страна критериям организации, или ее место – в "сером списке". Решение не огласили. Позже выяснилось, что его отложили до февраля 2020 года.

В "серый список" попадают страны, которые не могут справиться с отмыванием денег – это, например, Сирия, Пакистан и Йемен. Чтобы удержать иностранных инвесторов, нужно избежать попадания в этот список. Особенно это важно с учетом того, что в банковской сфере Латвии доминируют скандинавские "тяжеловесы" Swedbank AB, SEB AB и Luminor Bank AS.

"Возможность, что Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) включит Латвию в "серый список", некомфортно высока… При таком сценарии разрыв в экономическом развитии Латвии, с одной стороны, и Эстонии и Литвы – с другой только продолжит увеличиваться", – отметил Мартиньш Казакс, недавно избранный на пост президента Банка Латвии.

Swedbank также дает нерадужные прогнозы. Если Латвию включат в "серый список", негативный эффект от этого будет долгосрочным, заявил председатель правления Swedbank, заместитель председателя совета Ассоциации финансовой отрасли Рейнис Рубенис. Дороже станет финансирование и для клиентов банков. Возможно, для финансовых учреждений будут введены дополнительные требования по капиталу. Если банкам придется держать больше капитала, кредитные ставки вырастут для всех, сказал Рубенис.

Необходимо понять, достаточно ли мер, которые приняла Латвия: ужесточения наказания, заморозки подозрительных счетов и запрета "компаний-пустышек". Глава финансового регулятора республики уверена, что да.

"Если посмотреть объективно на то, что сделала Латвия, мы совершенно уверены, что нам не место в "сером" списке, – сказала руководитель КРФК Санта Пургайле. – В то же время риск этого существует".

Чтобы не попасть в "серый список", КРФК использует радикальные меры и буквально "зачищает" латвийский финансовый сектор. За последний год доля иностранного капитала в латвийских банках сократилась вдвое, а за три года из финансового сектора Латвии ушли десять миллиардов евро.

"Чистки" сопровождаются громкими скандалами: задержание главы Центробанка Латвии Илмара Римшевича по подозрению в коррупции и вымогательстве; "самоликвидация" третьего по величине банка Латвии ABLV, обвиненного в отмывании денег для КНДР (Северной Кореи); смена главы финрегулятора; приостановка деятельности PNB Banka; лишение лицензии Trasta komercbanka; штрафы для Rietumu banka, PrivatBank, Rigensis Bank и других.

Еще рано судить о том, поможет ли это Латвии не попасть в "серый список". Но какое бы решение ни приняла FATF, латвийские банки не вернутся к прежним методам ведения дел, утверждает Пургайле.