В прошлом году Латвия оказалась в центре европейского скандала с отмыванием денег; в этом году она считает, что успешно очистила свою репутацию, пишет Bloomberg.
Некогда клиенты из постсоветских стран считали Латвию "окном" в еврозону, теперь она изо всех сил пытается не попасть в "серый список" стран, которые не могут справиться с отмыванием денег – это, например, Сирия, Пакистан и Йемен. Чтобы удержать иностранных инвесторов, нужно избежать попадания в этот список. Особенно это важно с учетом того, что в банковской сфере Латвии доминируют скандинавские "тяжеловесы" Swedbank AB, SEB AB и Luminor Bank AS.
В феврале группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) обновит список. Теперь необходимо понять, достаточно ли мер, которые приняла Латвия: ужесточения наказания, заморозки подозрительных счетов и запрета "компаний-пустышек". Глава финансового регулятора республики уверена, что да.
"Если посмотреть объективно на то, что сделала Латвия, мы совершенно уверены, что нам не место в "сером списке, – говорит руководитель Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) Санта Пургайле. – В то же время риск этого существует".
Пургайле назначили на эту должность в прошлом месяце. Это случилось после того, как у США начались проблемы с ее предшественником – Петерисом Путниньшем.
В сентябре европейский центральный банк объявил о риске банкротства PNB банка – это привело к закрытию банка. Пургайле отметила, что еще пять банков может постигнуть та же участь. Всего в Латвии работают пятнадцать банков – то есть под угрозой треть финансовых учреждений страны. КРФК сейчас проверяет все действующие в Латвии коммерческие банки.
Скорее всего, усилия Латвии не остались незамеченными. По словам главы КРФК, отношения с американским Минфином у Латвии значительно улучшились.
Чтобы не попасть в "серый список", КРФК использует радикальные меры и буквально "зачищает" латвийский финансовый сектор. За последний год доля иностранного капитала в латвийских банках сократилась вдвое, а за три года из финансового сектора Латвии ушли десять миллиардов евро.
"Чистки" сопровождаются громкими скандалами: задержание главы Центробанка Латвии Илмара Римшевича по подозрению в коррупции и вымогательстве; "самоликвидация" третьего по величине банка Латвии ABLV, обвиненного в отмывании денег для КНДР (Северной Кореи); смена главы финрегулятора; приостановка деятельности PNB Banka; лишение лицензии Trasta komercbanka; штрафы для Rietumu banka, PrivatBank, Rigensis Bank и других.
Еще рано судить о том, поможет ли это Латвии не попасть в "серый список". Но, какое бы решение ни приняла FATF, латвийские банки не вернутся к прежним методам ведения дел, утверждает Пургайле.