В группе риска: почему треть банков в Латвии под угрозой закрытия

Деньги

Каждый третий банк в Латвии рискует оказаться закрытым, сказала глава Комиссии по рынку финансов и капитала Санта Пургайле. О причинах – в материале Baltnews.

Примерно треть работающих в Латвии банков находятся в зоне повышенного риска. Об этом заявила руководитель Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) Санта Пургайле Latvijas Radio. Пургайле озвучила необходимость отказа от работы с клиентами из группы высокого риска, то есть нерезидентами.

КРФК сейчас проверяет все действующие в Латвии коммерческие банки. Один из приоритетов Пургайле – завершить их до конца года.

В некоторых финансовых учреждениях проверки завершились и уже готовятся итоговые заключения.

"Наша цель – к концу года разобраться с находящимися в зоне повышенного риска банками, чтобы понять, какова их судьба", – заявила Пургайле, отметив, что речь идет о пяти банках, разглашать названия которых отказалась.

Все латвийские банки классифицировали в соответствии с моделями бизнес-рисков. Наиболее тщательно проверяют банки с повышенными рисками.

"Это наша цель – убедиться при помощи повторных проверок, что все домашние задания, данные конкретным банкам, выполнены или находятся в процессе", – сказала Пургайле.

Всего в Латвии работают пятнадцать банков – то есть под угрозой треть финансовых учреждений страны.

"Это означает, что бизнес-модель находится в зоне высокого риска. Это значит, что, вероятней всего, наибольший упор ставился на нерезидентов, третьи страны, сложные сделки и сложные продукты", – сказала глава Комиссии.

По словам Пургайле, по отдельности эти банки не сильно влияют на финансовую систему страны.

"Конечно, сейчас я не хочу говорить, что все они будут закрыты. Мы все еще помогаем и надеемся, что процесс предотвращения рисков находится на финальной стадии. Но если выяснится, что это не так, то, скорее всего, такой бизнес придется закрыть", – отметила она.

После назначения на пост главы КРФК Пургайле обозначила для себя следующие главные задачи: сделать так, чтобы Латвия покинула всевозможные "черные" и "серые списки", а финансовая система стала более транспарентной и стабильной. Кроме того, по мнению Пургайле, необходимо собрать в КРФК команду профессионалов по контролю деятельности финансовых организаций.

КРФК в достижении этих целей использует радикальные меры и буквально "зачищает" латвийский финансовый сектор. За последний год доля иностранного капитала в латвийских банках сократилась вдвое, а за три года из финансового сектора Латвии ушли десять миллиардов евро.

"Чистки" сопровождаются громкими скандалами: задержание главы Центробанка Латвии Илмара Римшевича по подозрению в коррупции и вымогательстве; "самоликвидация" третьего по величине банка Латвии ABLV, обвиненного в отмывании денег для КНДР (Северной Кореи); смена главы финрегулятора; приостановка деятельности PNB Banka; лишение лицензии Trasta komercbanka; штрафы для Rietumu banka, PrivatBank, Rigensis Bank и других.

Согласно данным Lursoft, за первые шесть месяцев 2019 года иностранные инвестиции в основной капитал зарегистрированных в Латвии предприятий составили 14,4 млн евро против 33,3 млн в 2018-м.

Ссылки по теме