Развал сделки между странами-членами Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК+) привел к рекордному падению цен на нефть. На встрече в пятницу, 6 марта, партнеры вели переговоры по сокращению объемов добычи из-за ситуации с коронавирусом, но договориться не удалось.
Произошло это, потому что Россия не согласилась сократить добычу в том объеме, в котором этого требовали другие участники ОПЕК+. Саудовская Аравия и другие страны предложили продлить сделку при условия сокращения 1,5 млн баррелей в сутки до конца года. Российская сторона предложила компромиссный вариант: сократить производство на 1,7 миллиона баррелей в сутки, но только на первый квартал 2020 года. Однако остальные страны-члены ОПЕК+ отвергли это предложение, пишет журналист Алексей Ильяшевич в материале для RuBaltic.ru.
В итоге участники ОПЕК+ подписали соглашение, по которому взаимодействие между нефтяными компаниями продолжится, однако с 1 апреля они будут сами устанавливать объемы добычи нефти. Об этом сообщил министр энергетики Александр Новак, передает "Интерфакс".
Еще до встречи стран-экспортеров нефти Россия неоднократно обращала внимание на необходимость пересмотреть условия сделки 2016 года и обеспечить равные условия для всех участников рынка. В частности, условиями сделки были недовольны российские нефтяники. Их позицию ранее поддержал президент России Владимир Путин на совещании с представителями нефтяных компаний.
Саудитам придется несладко?
Саудовская Аравия, один из главных экспортеров нефтяного рынка, быстро среагировала на создавшиеся неблагоприятные для нее условия, в том числе решение России выйти из сделки, и резко снизила цены на нефть до двадцатилетнего минимума. Помимо этого, саудовская нефтяная компания Saudi Aramco намерена нарастить добычу и выпустить на рынок такой объем топлива, который увеличит и без того существенный дисбаланс между спросом и предложением.
"Но эту информацию распространяют западные СМИ. Источник ТАСС в ОПЕК, напротив, заявляет о нежелании саудовцев форсировать события: "Мы в Саудовской Аравии не намерены вести никаких войн с Россией. Напротив, Россия по-прежнему очень важный партнер для Эр-Рияда и важнейший игрок на энергетическом рынке", – пишет автор.
Однако если прогнозы окажутся верны и реакция Саудовской Аравии будет именно такой, то Россия будет стоять в стороне и наблюдать, пока ситуация не разрешится. В ценовой войне у России есть все шансы победить, потому в российском бюджете базовая цена на нефть составляет 42,4 доллара за баррель. Если нефть будет стоить дороже, то государственная казна получит дополнительный приток денежных средств, а если меньше, то потенциала бюджета достаточно, чтобы компенсировать недостачу.
Аналитики стран Запада отмечают, что российский "Газпром" стремится "убить" цены на газ в Европе, что для самой компании чревато убытками. Однако, считает Ильяшевич, поставщики сжиженного природного газа в данной ситуации "вообще уходят в минус".
"Их бегство с европейского рынка и стабилизация цен становятся всего лишь делом времени", – заключил он.
Как сообщил российский Минфин, объема ликвидных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) достаточно для покрытия выпадающих доходов от падения цен на нефть до 25–30 долларов на протяжении 6–10 лет.
Зато Саудовской Аравии выдержать это противостояние будет непросто – ее бюджет зависит от цен на нефть куда сильнее, чем бюджет РФ.
Напомним, что соглашение между Россией и Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК) было достигнуто в 2016 году. Тогда стороны договорились о снижении добычи нефти на 1,8 миллиона баррелей в сутки, из которых 300 тысяч приходились на долю РФ.
Министр энергетики Александр Новак в конце 2019 года заявил, что трехлетнее сотрудничество принесло российскому бюджету 6,2 триллиона рублей. Если в 2016 году выхода не нашлось бы, государственная казна не досчиталась бы этих средств.