Ипотечная амнистия: как в Латвии списали кредиты кризисных лет

Сейм в третьем окончательном чтении принял поправки к латвийскому законодательству, согласно которым кредитные учреждения могут списать все долги по ипотечным кредитам, взятым до 2008 года.

Жителей Латвии больше не побеспокоят ипотечные долги, накопившиеся до 2008 года. В четверг, 9 июля, Сейм Латвии по итогам третьего, окончательно чтения принял поправки к двум законам: о кредитных учреждениях и о подоходном налоге с населения. Поправки предусматривают, что кредитные учреждения могут погасить в одностороннем порядке задолженности клиентов по ипотеке, взятой до экономического кризиса 2008 года, сообщил РИА Новости представитель президиума парламента.

Согласно расчетам, представленным Банком Латвии, под эту меру попадают 13 тысяч должников с общей суммой долга в 600 млн евро. Согласно условию, долги за ипотеку будут погашены только тем физическим лицам, по которым не запущен процесс неплатежеспособности.

"Предложение относится к ипотечным кредитам, взятым физическими лицами до конца 2008 года, в случае, если погашение обязательств было обеспечено залогом недвижимости, и должник или залогодатель утратил права собственности на недвижимость в связи с долговыми обязательствами перед кредиторами до 31 декабря 2018 года", – сообщил представитель парламента.

Нововведения предусматривают, что любая кредитная организация предлагает вариант добровольного погашения долгов по ипотечным кредитам полностью или частично. При этом учитывается и добросовестность заемщика. Банк Латвии сообщил, что мошенники и злостные неплательщики в выигрыше не окажутся.

Следует воздать должное проводнику идеи, президенту Банка Латвии Мартиньшу Казаксу. Ведь именно он в начале марта выступил с предложением списать невозвращенные долги, что позволит вернуть людей из изоляции в финансовый оборот.

"Мы смотрим на ситуацию с перегревом экономики, пузырем, который был до 2008 года. Очень много латвийцев взяли кредиты, преимущественно ипотечные. После этого во времена кризиса эти кредиты не смогли отдать. Эти дома, это жилье было отчуждено. Но этого оказалось недостаточно, чтобы погасить все обязательства. То есть люди после отчуждения имущества еще остались должны. По прошествии более десяти лет банки эти долги списали у себя как потерянные. На балансе банков эти долги – невозвратные. Это не относится к долгам как таковым, а только к долгам "тучных лет". Все, что можно было вернуть, вернули... А то, что осталось, – это потерянные долги", – заявил он тогда.

Представители банковской системы тогда поддержали предложение, указав, что этот вопрос больше технический. И вот вопрос решен, новый закон не подразумевает увеличения налогового бремени клиента банка, имеющего долги. Это значит, что погашенные средства не будут считаться доходом и не будут обложены соответствующим налогом. Никакого фискального влияния эта мера не окажет, то есть государство не ожидают ни расходы, ни поступления. Это главная причина, по которой было необходимо принять отдельные поправки к действующим законам.

Казакс высоко оценил решение парламента и выразил благодарность и депутатам Сейма и представителям бюджетно-финансовой комиссии Сейма за оперативно принятое решение по вопросу погашения задолженностей по кредитам, взятым в сложное время.

Глава Центробанка указал, что в Сейме доработали его инициативу и расширили список учреждений, которые могут принять решения по погашению безнадежных кредитов. Помимо кредитных учреждений, такое право получили и коллекторские организации, что существенно расширило круг лиц, которые могут быть освобождены от "невыносимого бремени долгов прошлого".

"Это уникальное решение уникальной и неприятной ситуации. Эти заемщики потеряли свою недвижимость и после этого еще остались в долгу, который они не в состоянии погасить. В списании этих задолженностей нет победителей, только соглашение проигравших", – заявил Казакс.