Министерство экономики Латвии предлагает банкам создать "зеленый коридор" для белорусских инвесторов, сообщил глава ведомства Янис Витенбергс каналу LTV.
Предложение озвучено в свете того, что многие белорусские бизнесмены, которым предложили частично или полностью перенести свою деятельность в Латвию, опасаются сотрудничества с латвийскими банками из-за их жестких установок против средств нерезидентов:
"Трудно привлечь инвестиции, если предприятие придет в Латвию и не сможет открыть здесь банковский счет. Мы находимся в постоянном контакте с ответственными службами. Именно в отношении белорусских инвесторов важно действовать быстро", – сообщил Витенбергс.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш призвал финансовый сектор перестать искать "грязные деньги" и больше думать о развитии банков. По его мнению, любой должен иметь возможность открыть счет в Латвии.
"То мышление [которое демонстрируют банки] – это не управление рисками, а избегание рисков. <…> Нужно договориться с надзорным органом и банками, чтобы начать управлять рисками", – цитирует Кариньша портал LSM.
Глава кабмина добавил, что настороженность банков – одна из причин, которые затормаживают инвестиции в Латвии. По его словам, существует множество примеров, когда потенциальные инвесторы ушли из республики.
Напомним, в 2018 году эксперты комиссии Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием денег Moneyval раскритиковали Латвию за недостаточную борьбу с отмыванием денег.
Внедрение рекомендаций Moneyval стало одним из приоритетов правительства Кришьяниса Кариньша. Сам премьер-министр называл процесс "капитальным ремонтом" финансового сектора, а банки начали проявлять большую настороженность в отношении потенциальных клиентов.
В этом свете стоит упомянуть об опыте работы белорусских предпринимателей в Латвии. Один из примеров довольно печален – это замораживание на 2,5 года 900 тысяч евро латвийской компании Petrohim International Carriers в ликвидируемом банке ABLV.
Cовладелец Petrohim International Carriers, гражданин Белоруссии Евгений Боровский рассказывал, что предприятие с 2018 года дожидается возврата замороженных средств. Служба финансовой разведки сообщает о неких подозрительных операциях, продлевает срок расследования, предприниматели направляют запросы в Генпрокуратуру, просят помощи у посольства.
Даже если ситуация завершится возвращением средств, Боровский и его партнер лишатся части дохода, поскольку дивиденды от прибыли до 2017 года нужно было выплатить до 31 декабря 2019 года. Так как из-за заморозки счета этого не произошло, акционерам для получения законных дивидендов нужно будет внести в бюджет не 10%, а 20%.