Белорусский бизнес в Латвии: какие "подводные камни" ждут предпринимателей

Работа

Решение белорусских предприятий перенести свою деятельность в Латвию может обернуться для них потерями прибыли из-за методов сотрудничества властей республики.

Десять предприятий из Белоруссии решили перенести свою деятельность в Латвию, сообщил портал jauns.lv со ссылкой на директора Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР) Каспарса Рожкалнса.

"Параллельно эти компании рассматривают и другие варианты, поэтому важно действовать быстро. В настоящее время мы тесно сотрудничаем с Управлением по делам гражданства и миграции (УДГМ), пограничной охраной, учреждениями финансового надзора и другими, чтобы подготовить соответствующие и проверенные на практике инструкции для предпринимателей, которые примут решение в пользу Латвии", – отметил директор.

ЛАИР и Управление по делам гражданства и миграции создали команду, которая оперативно обрабатывает заявки от белорусских компаний и предлагает возможные решения, среди которых предоставление стартап-визы или временного вида на жительство высококвалифицированным специалистам и членам их семей.

"Банки только разводили руками и выражали соболезнование"

Опыт работы белорусских предпринимателей в Латвии довольно печален. В качестве примера можно привести ситуацию с замораживанием на 2,5 года 900 тысяч евро латвийской компании Petrohim International Carriers в ликвидируемом банке ABLV.

Cовладелец Petrohim International Carriers, гражданин Белоруссии Евгений Боровский рассказывал, что предприятие с 2018 года дожидалось возврата замороженных средств:

"Речь даже не о деньгах, а о подходе латвийских институций – он продиктован не экономическими, а больше политическими интересами. ABLV Bank – резидент Латвии. Наша компания – тоже. Мы открыли счет в банке за несколько месяцев до приостановки его лицензии, просто для маневра в ситуации, когда во многих латвийских банках стали закрывать счета клиентам, в том числе резидентам Латвии. Стало невозможно оплатить счета поставщиков нефтепродуктов, или это можно было сделать только в евро, а не в долларах. Банки тогда только разводили руками и выражали соболезнование, ссылаясь на какую-то политику, которая и им самим непонятна".

Средства до сих пор не возвращены. Служба финансовой разведки сообщает о неких подозрительных операциях, продлевает срок расследования, предприниматели направляют запросы в Генпрокуратуру, просят помощи у посольства.

"Мы не какой-то офшор, принадлежащий другому офшору. Компанией владеют два гражданина Беларуси, все ее сделки прослеживаются до мельчайших подробностей. При этом мы латвийское предприятие, которое ежегодно проходит аудит, платит налоги и продолжает работать, не увольняет сотрудников", – указывал Боровский.

Даже если ситуация разрешится благоприятным образом, Боровский и его компаньон Александр Жаунерка лишатся части дохода, так как дивиденды от прибыли до 2017 года нужно было выплатить до 31 декабря 2019-го года. Так как из-за заморозки счета этого не произошло, акционерам для получения законных дивидендов нужно будет внести в бюджет не 10%, а 20%.

Отметим, что в целом бизнесу в Латвии могут помешать высокие налоги либо иные факторы.

Ссылки по теме