Предприниматели не могут получить кредит в латвийских банках. Более того, порой бизнесменам отказываются открывать счета или закрывают существующие. Представители банковской отрасли объяснили, почему так происходит, пишет портал общественных медиа LSM.
Изменение принципа кредитования
Банки зачастую отказываются выдавать кредиты, даже если у предпринимателя есть залог. По словам члена правления банка Citadele и сопредседателя комитета по соответствию Ассоциации финансовой отрасли Улдиса Упениекса, залог больше не интересует банки.
"Времена, когда при выдаче кредитов банк в первую очередь оценивал залог, прошли еще в середине 2000-х. Сейчас банк, оценивая потенциального клиента или новую заявку на кредит, в первую очередь смотрит на две вещи. Первая вещь – финансовые показатели. Вторая – управление предприятием и культура менеджмента", – указал Упениекс.
В пример он привел ситуацию, когда предприятие только создано и начинает развиваться. В данном случае банки оценивают, какой опыт у руководства компании, какие есть знания, чтобы сделать бизнес прибыльным.
"Если мы видим, что бизнес-идея хорошая, но не проработанная, а денежного потока нет, бизнес-плана нет, то выдача кредита такому клиенту – крайне рискованная затея. У такого предприятия слишком много все зависит от везения. Но ведь мы в виде кредитов выдаем те деньги, которые получаем в виде вкладов. И если кто-то не вернет деньги, мы не можем сказать тому, кто пришел за своим депозитом, у которого закончился срок, "извините, мы выдали ваш депозит господину такому-то, а он не вернул".
Объем "серой" экономики
На темпы кредитования также влияет объем "серой экономики: многие компании получают отказы, так как часть их бизнеса скрывается "в тени" и не может быть учтена при оценке кредитной заявки, указывает член правления банка Citadele и сопредседатель комитета по соответствию Ассоциации финансовой отрасли Улдис Упениекс.
Отметим, что доля теневой экономики Латвии в прошлом году снизилась на 0,3 процентных пункта до 23,9% от валового внутреннего продукта. Однако в целом показатель увеличился с 2016 года, и это, по мнению доцента Рижского государственного университета, является не очень хорошим сигналом.
Стратегия банка
Председатель правления Baltic International Bank Виктор Болбатс сообщил, что сложности с открытием счетов могут быть связаны со стратегией и решением конкретного банка.
"Не существует закона, который запрещает открывать счет белорусской компании или который говорит, что нельзя открывать счет компании, если у нее бизнес в Украине. Есть закон, который описывает, насколько досконально банк должен проверить риски отмывания незаконно нажитых средств. Но конечное решение – работать с данным клиентом или нет – принимает конкретный банк. Тут еще вопрос о том, какие мощности, какие компетенции есть у банка. Потому что важный вопрос в том, чтобы каждый банкир и его команда понимали, что они делают", – объяснил Болбатс.
Способность банков удовлетворять запросы
Существуют ситуации, когда банк очень заинтересован в кредитовании бизнеса, однако он маленький и, как следствие, его возможности ограничены.
"Например, мы за лето выдали кредитов на 10 миллионов, до конца года выдадим еще 20 миллионов. Для нас это прирост портфеля на 20–30%. Потому что портфель маленький. А в Латвии рынок кредитования юридических лиц – 7 миллиардов. И тут есть роль для государства: с помощью инструментов господдержки, через гарантии коммерсантам можно сделать так, чтобы игроки, чей бизнес заключается в том, чтобы выдавать кредиты, могли это сделать быстрее", – добавил Виктор Болбатс.