Бедные станут беднее: латвийцы ждут в ужасе налоговую реформу

Социальный раскол общества в Латвии, пожалуй, значительнее этнического. А налоговая реформа, введенная на фоне экономического кризиса, его только усугубила.

Несмотря на то, что некоторые политические силы, различные ассоциации и организации просили у премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша отложить введение реформы, он остался непреклонен и переносить реформу не намерен.

Социально застрахованные и/или безработные?

С 1 июля этого года налоговая реформа должна вступить в силу в Латвии. По мнению Кариньша, она даст работающим людям возможность быть социально застрахованными. Именно это, считает он, стало большой экономической проблемой в пандемию.

"Кризис из-за COVID-19 продемонстрировал большое неравенство между людьми, за которых платят социальный налог, и теми, за которых не платят", – отметил премьер.

Председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты (LTRK) Янис Эндзиньш, напротив, считает, что реформа сделает латвийцев еще более уязвимыми. Попросту говоря – оставит некоторых на улице.

Согласно новым правилам, частично занятые теперь будут обходиться работодателю дороже, так как независимо от их зарплаты в 100, 200 или 300 евро в месяц работодателю придется выплачивать фиксированный соцналог в размере 170 евро.

Сторонники налоговой реформы кричат о том, что это пойдет обществу на пользу, но в результате частично занятым людям просто будет труднее найти работу.

По словам Эндзиньша, в Латвии на полставки работают около 240 000 человек. А это совсем не мало.

"Уровень безработицы, что бы ни говорили представители государства, очень велик – около 70 000 человек. На улице и так достаточно большое количество людей. Теперь, если это регулирование вступит в силу... многие люди прямо сейчас останутся на улице без работы. И вопрос в том, кому это выгодно", – отметил Эндзиньш.

Новая налоговая реформа коснется практически всех. Увеличение налога на микропредприятия от 15% до 25% убийственно для их владельцев.

Патент, позволяющий выживать многим латвийцам, так как мастера, портные, косметологи, видеооператоры могли зарабатывать, выплачивая фиксированную сумму налогов в месяц, теперь практически полностью уничтожен.

Эффект Матфея: бедные беднеют – богатые богатеют

Идея социально защитить латвийцев, обязав работодателей платить за них больше, теоретически может быть спасительной, но абсолютно не реализуема и даже губительна в нынешних условиях.

Главный экономист центрального банка Олег Красноперов отмечал некогда одну тенденцию этого года. По его наблюдениям, в Латвии стало меньше людей с маленькой зарплатой и больше тех, кто получает больше 3000 евро:

"Есть одна общественная группа, которой очень трудно найти работу хоть за какую-то зарплату, и есть другая, которая не чувствует кризиса, работала до него очно, теперь удаленно, и их доходы продолжают расти".

Получается, налоговая реформа добавит еще дровишек в этот костер неравенства.

И, казалось бы, вот она, новая реформа, которая должна защитить латвийцев. Все хорошо звучит на словах, но на деле социальная политика Латвии демонстрирует неэффективность, а пособия не могут выровнять социального разрыва.

Ситуацию обостряет и массовый отъезд трудоспособного населения за рубеж. За период с 2009 по 2016 год из страны выехали 120 тысяч человек трудоспособного возраста со средним и высшим образованием.

Еще один немаловажный социальный разрыв в Латвии наблюдается на гендерном уровне. Недавнее исследование подтвердило, что женщины в Латвии зарабатывают на 22% меньше мужчин. А именно они, по мнению экспертов, наиболее подвержены риску бедности в стране. Особенно если речь идет о матерях-одиночках.

Вопрос с социальным разрывом можно попытаться решить с помощью вложений в интеллектуальное развитие общества, ведь в стране довольно много вакансий, но у людей не хватает для них компетенции. Расходы на переквалификацию безработных в Латвии – одни из самых низких в Европе.

В период кризиса устойчиво чувствуют себя латвийские госчиновники, поскольку их зарплата не стала ниже, а налоговая реформа их так же не страшит, ведь они существуют на деньги налогоплательщиков, которые почему-то гордо называют государственными.

Так называемый эффект Матфея можно наблюдать в обществе от продолжающегося кризиса: богатые богатеют, экономя на путешествиях, а бедные беднеют, истрачивая последнее из запасов на черный день. В маленькой Латвии это особенно заметно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.