Иран в ночь на среду нанес ракетный удар по двум военным базам США Ираке. Это стало ответом на американскую операцию по устранению американцами одного из наиболее значимых иранских военачальников. Эксперт Института Востоковедения РАН Станислав Притчин считает, что действия Тегерана были скорее рассчитаны на публику внутри страны, нежели за ее пределами:
"Удары по американским базам хоть и носили масштабный характер, но не привели к каким-то серьезным последствиям для американских военных. Не сообщается о серьезном уроне, который нанесен. Ощущение возникает, что это было, по большей части, сделано для внутрииранской политической ситуации как жесткий ответ на убийство [генерала Касема] Сулеймани. С одной стороны, он достаточно ограниченный, но, с другой, у США есть большое поле для маневра", – отметил Притичин в разговоре с Baltnews.
США "для сохранения лица" придется дать жесткий ответ Ирану, подчеркнул политолог.
"Это самое опасное: что за одним резким движением должно последовать еще более резкое", – добавил Притчин.
По его словам, наиболее опасным является риск того, что "ответ на ответ" в конечном итоге может действительно привести к эскалации.
"Сейчас полноценный конфликт не нужен никому: ни США не готовы к войне, тем более, с таким сильным противником, как Иран, ни Ирану полноценная война не нужна – и уж тем более ужесточение санкций, которые уже достаточно жесткие и эффективные в отношении иранской экономики. Существует вероятность того, что произойдет постепенное снижение резкости ответов и масштабов для того, чтобы со временем свести на "нет" ситуацию", – сказал эксперт.
Однако с учетом повышенной конфликтогенности региона, ни один из сценариев исключать нельзя, пояснил политолог.
"США могут еще сильнее ужесточить санкции в отношении Ирана. Теперь они имеют для этого все основания. Это жестко ударит по иранской экономике. Но и военный ответ мы не можем исключать, учитывая количество американских военных в регионе и их возможности. Это самый негативный сценарий", – заключил Притчин.
Обострение конфликта
Глава минобороны Ирана Амир Хатами не исключил дополнительных действий против США в зависимости от ответа: "Наши следующие меры будут пропорциональны их поведению", – заявил он.
Корпус стражей исламской революции взял на себя ответственность за удары. Президента США Дональда Трампа проинформировали об обстреле баз в Ираке, он отслеживает ситуацию. Вечером 8 января он обещал сделать заявление по этому поводу.
Напомним, обострение в отношениях США и Ирана произошло 3 января, когда в окрестностях Багдада в результате ракетного удара американских вооруженных сил был убит командующий спецподразделением "Аль-Кудс" Корпуса стражей исламской революции генерал Касем Сулеймани и замглавы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандис. Приказ о ликвидации иранского военачальника отдал лично президент США Дональд Трамп. Глава Белого дома назвал Сулеймани "террористическим лидером", причастным к организации нападения на американское посольство в Багдаде 31 декабря 2019 года.
Обострение обстановки в Багдаде, в свою очередь, случилось 31 декабря: протестующие пытались штурмовать посольство США. Акции протеста начались сразу после похорон погибших при ударах американских беспилотников членов шиитской группировки "Катаиб Хезболлах". Военные применили слезоточивый газ, 1 января нападения прекратились.