Шеф полиции Риги: можно взять лопату и получать 70 евро в день, зачем идти в полицейские?

© Sputnik

Начальник столичной полиции Юрис Лукасс рассказал о трудностях с набором новых сотрудников: одни не могут пройти предварительный отбор, других отпугивает низкий уровень зарплаты.

Штату полиции в Риге не хватает патрульных и инспекторов. Сегодня в полиции столичного муниципалитета свободны 147 мест из 986 штатных. Об этом сообщил журналистам начальник столичной полиции Юрис Лукасс.

По словам Лукасса, главная причина недостатка кадров – неконкурентоспособная заработная плата на рынке труда. По статистике, количество свободных вакансий в штате увеличивается. Сейчас в штате пустуют 15% мест. Из-за этого в разы повышается нагрузка на действующих сотрудников.

"Проблема в том, что приходит гораздо меньше работников, чем уходит. В 2009 году, во время кризиса, когда была безработица и зарплаты в частном секторе уменьшились, у нас стояла очередь из претендентов на работу в полиции, был недокомплект всего из 12 человек. Но уже в 2016 году число принятых на работу людей было меньше, чем число ушедших. Экономический рост. Теперь каждый, кто может удержать в руках лопату, – строитель, которому платят 50–70 евро в день. Зачем идти работать в полицию?" – сказал Лукасс.

Начальник полиции подчеркнул, что уровень заработной платы полицейских должен быть гораздо выше. У многих рядовых сотрудников без дополнительных регалий зарплаты не достигают суммы в 1000 евро, хотя средняя зарплата в Риге составляет 1129 евро.

"Например, патрульные в среднем после уплаты налогов получают 750 евро, инспекторы – 950 евро, а старшие инспекторы – около 1100 евро. Зарплата полицейских должна быть гораздо выше!"

Кроме того, штат сокращается по естественным причинам – из-за старения сотрудников. Из всех покинувших ряды блюстителей порядка в 2019 году 14% ушли на пенсию. Это самый высокий показатель за всю историю существования полиции в Рижском самоуправлении.

Даже писать грамотно не умеют

При этом на смену опытным сотрудникам часто приходят люди, не имеющие особых навыков. Примерно 30% соискателей не проходят строгий отбор, так как часто не имеют должной физической подготовки или не подходят по состоянию здоровья.

Одной из самых острых проблем Лукасс считает отсутствие навыков письменной речи. Большая часть потенциальных работников не могут справиться с сочинением и не проходят вступительные испытания.

"У современных молодых людей очень хромает способность выражать мысли на бумаге. Они не могут сформулировать мысль. И непонятно, плакать или смеяться. Сочинения на уровне 5-го класса. Сложно сказать, с чем это связано. Но я вижу, что молодежь все меньше читает книг. Они пишут сочинения на компьютере, а переписываются с помощью телефона, который автоматически исправляет ошибки. Но, к сожалению или к счастью, полицейский должен уметь излагать свои мысли о происходящем на бумаге. Это очень важно для квалификации нарушений", – пояснил Лукасс.

Однако, по его словам, снижать критерии отбора для будущих полицейских не планируется.

"Мы не можем себе этого позволить. Лучше пусть нас будет меньше, но кадры будут более качественными", – заявил Лукасс.

Сотрудники, обладающие всеми необходимыми навыками, требуют соответствующую заработную плату. По словам Лукасса, многим не хватает средств на достойное существование. Были случаи, когда полицейские просили год неоплачиваемого отпуска, чтобы уехать за границу на заработки и закрыть долги.

Какое решение предложили в полиции?

Добирать сотрудников в штат не будут, его решено сократить. По словам Лукасса, разрабатывается план реорганизации состава и переориентации "свободных" средств. Их направят на повышение зарплат оставшимся сотрудникам.

"Мы сейчас с нетерпением ждем изменений в законе об оплате труда должностных лиц и работников государственных и муниципальных структур, которые предусматривают увеличение диапазона зарплат для работников полиции. После вступления нового закона в силу мы планируем провести сокращение вакантных штатных мест и пересмотреть зарплаты патрульных, инспекторов и старших инспекторов", – сказал он.