Средневековая Рига была крупным для своего времени портовым городом, но численность населения не превышала 12-16 тысяч человек, пишет Riga.lv. Во время эпидемий людей становилось даже больше – за счет бежавших из других мест. Из-за этого инфекции распространялись быстро.
С последней большой эпидемией чумы Рига столкнулась в 1710 году. В Европе жертвами эпидемии стали около 230 тысяч человек, в Риге – примерно 85% жителей. Как свидетельствуют документы рижского Рата, из шести его секретарей выжил один, не пощадила эпидемия ни одного из старейшин Малой и Большой гильдии, таможня полностью осталась без работников. Чтобы не увеличивать количество заболевших, "святые отцы" запретили собираться на молитву в храмах – только на улице.
Нередко источником инфекции становилась вода. Обычные горожане пользовались водой из городского канала или Даугавы. Чтобы ее очистить, туда добавляли яблочный уксус, древесный уголь, но это не спасало, потому что те же нечистоты сливали прямо в канал. Туда же попадали и продукты жизнедеятельности животных – домашний скот в средневековье держали прямо в домах, а канализации тогда не было.
В 18-м столетии грязная вода стала источником страшной эпидемии холеры, обрушившейся на Ригу. Об эпидемии холеры повествуют не только средневековые хроники и отчеты рижского Рата. В 1880-е годы в газете "Рижский вестник" были опубликованы записки старожила Московского форштадта, купца Сергея Игнатьевича Шутова:
"Еще в 30-м году пронеслись между нами слухи, что из Оренбурга в Поволжские губернии пробралась какая-та невиданная и неслыханная болезнь; где ни появится эта болезнь – мрут люди в страшных корчах, а лекарства или какого-нибудь спасения от нее никакого. Где эта болезнь ни пройдет – там не останется ни живой души; что никакие карантины, никакие заставы не помогают, никакие курения не действуют. Но 30-й год прошел в Риге благополучно – о болезни ничего не было слышно. "Не уйдем от беды, – говорили наши старики. – Весною, когда приплывут струги, холера беспременно появится в Риге". В постоянной тревоге мы так все и пребывали; прожили и половину мая – все ничего. Но вот в середине мая шел какой-то солдат по Большой Московской улице, вдруг зашатался и хлопнулся на тротуаре: почернел весь, и его начали ломать корчи. Живо подбежали полицейские, подали фургон и повезли несчастного в лазарет. Это был первый холерный. Как молния облетела город весь: появилась холера! Все встрепенулось, все преисполнилось смутным страхом: но и было, отчего. С тех пор пошел народ заболевать, да не по одиночке, а десятками, даже сотнями в день. А как от этой страшной болезни редко кто и выздоравливал, то и началась страшная смертность. Целый месяц шла болезнь, усиливаясь".
Смертность в госпиталях была огромная: гробов не доставало, хоронили в общих могилах.
Последняя эпидемия холеры накрыла Ригу в 1909 году.
Среди болезней, которые когда-то уносили массу людей, был и сифилис. В Ригу он пришел вскоре после появления в Европе – в XV веке.