Пандемия коронавируса не застала Венгрию врасплох. Уровень заболеваемости и смертности от COVID-19 в этой стране – один из самых низких в Европе. Но действия венгерских властей по сдерживанию эпидемии вызвали критику со стороны Брюсселя и даже упреки в нарушении демократических принципов.
Например, депутат Европарламента от Испании Хуан Фернандо Лопес Агилар осудил закон, дающий чрезвычайные полномочия правительству Виктора Орбана. По словам евродепутата, наделение Орбана абсолютной бессрочной властью – это не что иное как "приостановление парламентской демократии в Венгрии", что "абсолютно неприемлемо", пишет LSM.lv.
Однако, возможно, именно решительные действия помогли Венгрии пережить пик эпидемии с минимальными потерями.
Готовиться к эпидемии правительство страны начало еще в конце января. Первые два случая заболевания в Венгрии были зафиксированы только 4 марта.
Во главе созданного оперштаба поставили министра внутренних дел. В штаб также вошли руководящие работники из структур здравоохранения, охраны правопорядка, борьбы с терроризмом и стихийными бедствиями. К 31 января был подготовлен план действий по противостоянию эпидемии.
В тюрьмах страны наладили производство защитных медицинских масок. Заключенные работали 12-часовые смены. В день тюрьмы производили по 20 тысяч масок, которые уходили в больницы.
Когда в стране начал распространяться COVID-19, власти отреагировали молниеносно. Во всех городах были отменены массовые мероприятия, включая празднование годовщины Венгерской революции. Началась регулярная дезинфекция транспорта Будапешта. По распоряжению штаба высвобождались койки в больницах, несрочные операции и процедуры были отменены.
Будапештский зоопарк и ботанический сад, а также популярные термальные спа-центры были закрыты для посещений.
Чрезвычайную ситуацию в Венгрии объявили 11 марта. Правительство сразу предупредило, что ограничения будут действовать несколько месяцев.
Были запрещены собрания свыше 100 человек в помещениях, отменены многие концерты и спортивные соревнования, закрыты театры и кинотеатры. Университетам было рекомендовано перейти на удаленный режим обучения. Вскоре было решено закрыть и школы. Детские сады частично продолжили работу. Рестораны, бары, кафе и большая часть магазинов должны закрываться в три часа дня. После этого работать разрешается только продуктовым магазинам и аптекам.
Границы Венгрии закрылись, въезд разрешили только гражданам.
30 марта приняли закон, дающий правительству беспрецедентные полномочия. Виктор Орбан получил право фактически управлять страной единолично на основании указов и на неопределенный срок. На период чрезвычайной ситуации в Венгрии отменяются выборы и референдумы. Премьер-министр может приостанавливать действие некоторых законов и принимать другие меры для защиты граждан. Закон также предусматривает тюремный срок до пяти лет за распространение ложной информации о пандемии и до восьми лет на несоблюдение карантина.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен считает, что Орбан зашел слишком далеко – возникает риск злоупотребления ситуацией. Венгрия с критикой не согласна.