Над разработкой вакцины от коронавируса бьются ученые во всем мире. В исследования правительства стран вкладывают огромные суммы. Однако не исключено, что вакцина не станет панацеей от коронавируса, и все средства, вложенные в ее создание, могут оказаться потраченными впустую. Об этом Baltnews рассказал латвийский химик, соавтор изобретения лекарственного препарата милдронат Ивар Калвиньш.
По его словам, на создание вакцины потребуется примерно один год. Вопрос в том, насколько она будет эффективна, так как коронавирус относится к вирусам, которые способны быстро мутировать из-за ошибок во время процесса репликации.
"Если заниматься так, как сегодня предусматривают руководящие документы по изучению вакцины, то возможность создать такую вакцину может появиться через год-два. Но если ими пренебречь, а этим занимаются сегодня и в Штатах, и в других странах, и уже проводят испытания новой вакцины против коронавируса, то эта вакцина может появиться где-то в начале следующего года. Но одно дело ее создать, другое дело – обеспечить возможность массового производства. На это требуется тоже еще время, на мой взгляд, это занятие может оказаться пустой тратой времени и средств, поскольку этот вирус является РНК-вирусом", – пояснил он.
Ученый указал, что РНК-вирусы, к которым относится и коронавирус, очень быстро мутируют. Однако эти мутации приводят не к появлению более опасной формы, а наоборот – вирусы начинают терять свою вирулентность, то есть способность штамма вызывать заболевание или гибель организма, в который он попадает.
"То, что мы сегодня видим, согласно статистике, когда инфекция началась и развивалась очень бурно в Италии, то умирали почти 40% заболевших, теперь – уже около 14%. Эта кривая точно идет все время вниз. Это значит, что вирус ослабевает в результате этих мутаций. А второе, вирусы ведь сами не размножаются, им нужна клетка хозяина, в этом случае это клетка слизистых оболочек человека, но в клетке проживают вирусы не только опасные, там проживают сотни и тысячи разных вирусов, которые нам не опасны. Они борются за среду обитания с пришельцами. За то, чтобы эти вирусы приспособились к выделению таких факторов вируленции, которые убивают конкурентный вирус, уходит время, обычно несколько лет. Возможно, что этот упадок вирулентности COVID-19, вызывающих штаммы SARS-CoV-2, – не только за счет мутаций", – сказал он.
Таким образом, если вакцина и будет создана, то вопрос в том, насколько она будет способна воздействовать на вирус, который уже прошел процесс мутации. И в этой ситуации ученые рискуют столкнуться с тем, что вакцину придется постоянно дорабатывать. Вследствие этого, полагает Калвиньш, вакцина может и не спасти мир от коронавируса.
"Если вакцина будет создана, то по-прежнему остается вопрос, будет ли этот вирус одним и тем же. Скорее всего, ответ – "нет". И ситуация очень напоминает создание вакцины против гриппа, который тоже является РНК-вирусом и тоже меняется. Вакцина, которую создали для прошлогоднего вируса гриппа, сегодня никому не нужна, поскольку такого вируса уже нет. Тут может возникнуть такая же ситуация, поэтому я не особо возлагал бы надежды на это", – подчеркнул он.
По мнению ученого, было бы целесообразнее вкладывать средства в разработку эффективных лекарственных препаратов. Тем не менее Калвиньш не исключает, что коронавирус может просто исчезнуть, как вирус, вызвавший атипичную пневмонию в 2004 году.
"Я больше возлагаю надежды на то, что этот вирус уйдет, как это было с вирусом 2004, вызванным SARS. Он так же, как сезонный грипп, как появился, так и ушел. Почему он ушел, никто никакой вакцины не создал, его как не было, так и нет. <...> Если вирус не уйдет, я вижу только один правильный путь – создание противовирусных препаратов. Вещества, которые выбивают SARS-CoV-1, известны. Но их лекарства никто не развивал по той причине, что вирус ушел. Теперь вопрос в том, убивают ли они SARS-CoV-2, кто его знает? На это требуется время при изучении", – указал он.
Эти исследования в области разработки лекарственных препаратов очень дорогие и требуют много времени для достижения результатов, подчеркнул ученый: "Теперь опять надули щеки, давайте создавать, давайте. А это требует времени, требует денег. А потом они скажут: нет, больше не надо, давайте подождем следующего".