Два месяца прошло с тех пор, как Латвия начала переманивать к себе белорусских IT-специалистов, столкнувшихся с нестабильной ситуацией в своей стране после прошедших там президентских выборов. Латвийские власти обещали таким беженцам комфортные условия для ведения бизнеса. На деле оказалось, что перебравшимся в соседнюю республику белорусам не хватает даже на жизнь.
Программа De facto пообщалась с двумя соискателями убежища в Латвии – Радионом Бегляком и Юрием Капыловым. В Латвии они уже около двух месяцев, остановились в центре для беженцев в Муцениеки. Бегляк участвовал в акциях протеста в Гомеле, после чего в Белоруссии его объявили в розыск. Сперва он убежал в Россию, но в связи с тем, что страна выдает Белоруссии ее граждан, он решил скрыться в Латвии.
"Меня задержали, три дня сидел в изоляторе, потом уехал", – рассказал мужчина.
Юрию Капылову, горному инженеру, также пришлось уйти с работы в "Беларуськалии". Оба благодарны Латвии за оказанную поддержку, но и недовольны тем, что не могут начать работать на новом месте.
Латвийское телевидение рассказывает, что Латвия обеспечила их крышей над головой и пособием – три евро в день. А благодаря поддержке из еврофондов они получают еще и продовольственные пайки. Но за счет этого все равно сложно обеспечить основные потребности, жалуются соискатели убежища.
"На еду, если самому себе готовить, хватает. Но больше ни на что. Нам помогает белорусская диаспора тут, в Латвии. Без их помощи было бы тяжело. Я уверен, что многим беженцам, у которых нет развитой диаспоры в Латвии, например, с нами тут живут люди из Сирии, Бангладеша – им тут трудно. Мы со своей стороны стараемся помочь им, какие-то вещи дать, стараемся делиться, чтобы этим людям тут было проще", – рассказывает Бегляк.
Выделенных Латвией пособий не хватает даже на зимнюю обувь из секонд-хенда, она стоит порядка 20 евро. При этом самостоятельно заработать соискатели убежища не могут из-за закона об иммиграции, действующего в ЛР. Согласно ему, приступить к работе иммигрантам можно только через полгода, если решение о статусе не будет принято раньше.
Насколько быстро будет приниматься решение о предоставлении белорусским соискателям убежища статуса беженца или альтернативного статуса, пока неясно. В Управлении по делам гражданства и миграции говорят, что первые решения появятся не раньше середины декабря.
Впрочем, предложения о работе в Латвии уже поступают, остается только ждать получения статуса, рассказал Капылов.
Латвийский экономист Александр Васильев оценил сложившуюся ситуацию как ненормальную. "Отношение Латвии к белорусским беженцам – жарко обнимала, только не любила!" – пишет он в Facebook.
"По сути дела, сложилась ненормальная ситуация, когда одни латвийские правящие политики громко призывают наиболее "продвинутых" и высококвалифицированных белорусов переезжать работать и жить в Латвию, а другие делают все от них зависящее, чтобы приостановить этот процесс, создавая им тяжелые условия жизни и не разрешая официально работать", – отметил он.
По его словам, проблему белорусских беженцев, будто "горячую картофелину", перебрасывают друг другу УГДМ, Министерство благосостояния и МВД. Ситуацию усугубляет и введение в республике режима чрезвычайной ситуации из-за пандемии СOVID-19.