Президент США Дональд Трамп стал первым человеком в истории, которого забанил Google. Удивительно, как события в Америке отразились на Латвии: сегодня здесь идут дискуссии о том, имеют ли право IT-гиганты заниматься политической цензурой.
Гамбит Трампа
История с Трампом показательна сразу с нескольких сторон. Во-первых, она продемонстрировала, что Интернет, который задумывался как децентрализованная система, становится жертвой монополий.
Формально он свободен, но если присмотреться, то контролируется несколькими мега-корпорациями. Это как тропинки в таежном лесу – ты можешь идти в чащу и пытаться выжить там в одиночестве, но большинство выберет протоптанные дорожки и будет ходить по ним.
А на дорожках в Интернете давно стоят шлагбаумы. И уже от тебя не зависит, когда их опустят – ты думаешь, что сам определяешь свои действия в Интернете, но алгоритмы давно это делают за тебя.
И в любой момент тебя можно уничтожить – просто стереть из памяти, заблокировать аккаунт в соцсетях, лишить доступа к банковскому счету. Цифровое уничтожение – это уже не просто красивая метафора.
Если тебя нет в цифровом формате – тебя нет нигде. Реальность тебя тоже будет отторгать.
Ты можешь бежать из одного мессенджера в другой – но тебя все равно настигнут. WhatsApp уже выпустил заявление о том, что информацию о пользователях будет передавать в Facebook. Тропинки протоптаны. Тебе уже никуда не свернуть.
На этом фоне мессенджер Павла Дурова Telegram в последние дни бьет рекорды по количеству скачиваний на телефон. Основатель и вовсе заявил, что это – "крупнейшая цифровая миграция в истории человечества". Так, на фоне цензуры западных соцсетей многие иностранные лидеры уже успели завести себе Telegram-каналы. Среди них – президенты Мексики, Франции, Украины, Узбекистана, Тайваня, а также премьер-министры Сингапура и Израиля. А на днях к мессенджеру присоединились турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган и президент Бразилии Жаир Болсонару.
Мне (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) было любопытно наблюдать за дискуссиями, которые ведут в соцсетях пользователи о блокировке аккаунтов Трампа. Помните у Джорджа Оруэлла финал "Скотного двора"?
"Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было невозможно".
Добровольное рабство
Это я об условных либералах и условных консерваторов – никто не готов к дискуссии. И те, кто позиционирует себя демократами, и те, кто причисляет себя к противникам демократической модели, ведут в соцсетях себя примерно одинаково, четко давая понять, что мнение другой стороны их не интересует.
То же самое мы сегодня наблюдаем в журналистике. Азы профессии, которые подразумевают разные точки зрения, особенно в конфликтных ситуациях, больше не считаются правилом. Мне не раз приходилось слышать, что объективный подход устарел – аудитории нужно подтверждение их позиции. И все.
Так рождался Fox News, который в какой-то степени и привел Трампа к победе на выборах президента США в 2016 году. "Нам не нужна вся Америка, нам нужна ее консервативная часть", – говорили создатели телеканала.
То, что позволило Трампу въехать в Белый дом, его же и уничтожило.
В Латвии, особенно на политическом уровне, очень прислушиваются к тому, что происходит в США. Не дай Бог выйти из тренда – поэтому так растерянно выглядят наши руководители, когда в этой стране происходят какие-то неоднозначные вещи и непонятно, кто в итоге победит. Латвийский МИД в эти моменты, кажется, уходит в отпуск: он перестает выпускать заявления в надежде, что само все как-то рассосется.
В Латвии, как стране маленькой и подверженной влиянию больших держав, глобальные перемены заметны практически сразу. Демократия становится диктатурой, хотя и не меняет свое название.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.