Неправительственная организация "Репортеры без границ" в четверг, 27 мая, провела пикет на пропускном пункте Медининкай на литовско-белорусской границе, сообщает BNS. Пикет явился реакцией журналистского сообщества на "продолжающееся в Белоруссии тюремное заключение журналистов и решение этой страны принудить к посадке пассажирский лайнер, летевший в Вильнюс".
Генеральный секретарь организации Кристоф Делуар сказал BNS, что пребывание в заключении снятого с самолета журналиста и диссидента Романа Протасевича является "трагедией". Используя данный повод, организация решила "показать лица и других находящихся за решеткой журналистов, поскольку они раскрывают реальность репрессий".
"Это протест на границе. Мы хотели быть как можно ближе к тем журналистам, которые находятся в тюрьме. Они находятся в тюрьме в стране, которая уже несколько месяцев закрыта Лукашенко и в которой растут масштабы репрессий. Мы хотим организовать этот протест после захвата самолета и ареста Романа Протасевича и Софии Сапеги", – сказал Делуар.
По его словам, в заключении находятся и другие "молодые и талантливые журналисты", которые пользуются новыми медийными каналами, такими как Telegram. Участники акции на границе вывесили фотографии находящихся за решеткой журналистов. "Мы принесли около 20 фотографий журналистов, находящихся сейчас в заключении, и повесили их на стене, разделяющей Литву и Белоруссию. Поскольку, как и я говорил, мы хотели быть как можно ближе быть к этому журналисту", – сказал Кристофер Делуар.
"Репортеры без границ" защищают не всех
По словам Делуара, репрессии могут казаться иной раз "далеким явлением, однако реальность является трагичной". "Захват самолета был высшей точкой, но насилие происходит на различных уровнях, и мы хотели показать очень человеческую сторону репрессий", – заявил глава "Репортеров без границ".
При этом удивительным образом преследования в странах Европы русскоязычных журналистов, особенно тех, кто сотрудничает с российскими федеральными СМИ, "Репортеры без границ" не замечают или сознательно обходят стороной.
Руководитель Sputnik Meedia Елена Черышева отмечала в разговоре с Baltnews, как легко при необходимости политики и общественные деятели, а также организации, подобные "Репортерам без границ", могут в одночасье переквалифицировать рядового блогера в профессионального журналиста, а его Telegram-канал – в полноценное СМИ.
"Посмотрите, какое рвение, коллективизм и оперативность, – отметила Черышева. – Это реальность, когда в Латвии и Эстонии, да и во всей Европе, в упор не замечают полицейского беспредела по отношению к журналистам, которые работают в немейнстримных редакциях".
Напомним, преследования русскоязычных журналистов, в частности в странах Балтии, за последние годы превратились в регулярную практику властей. Так, в конце 2019 года сотрудники Sputnik Эстония вынуждены были под угрозой уголовного преследования прекратить свою работу в редакции. В июле 2020 года в Литве была запрещена трансляция телеканала Russia Today. В начале марта текущего года в Эстонии по политическим мотивам был арестован внештатный автор информагентства Baltnews Сергей Середенко.
В Латвии наблюдается та же тенденция: журналистов, пишущих на порталах Baltnews и Sputnik Латвия то, что они думают, Служба госбезопасности ЛР обвинила в нарушении санкционного режима Евросоюза, выставила агентами Кремля и возбудила против них уголовные дела, подвергнув унизительным обыскам и допросам, угрожая четырехлетним тюремным заключением.
"Количество уголовных дел в отношении наших людей таково, что я ощущаю себя руководителем ОПГ. Мы знаем о семи людях в Латвии. 3 декабря у них провели не просто обыск. К ним ворвались, им ткнули в нос ксивой, залезли в жилье, переворошили личные вещи, спальни, семейные альбомы, осквернили жилища, унизили. Слово "обыск" слишком формалистское", – заявил шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков в связи с действиями, которые латвийские власти позволили себе в 2020 году.
Ежегодно российские СМИ и журналисты становятся главными героями отчетов служб госбезопасности Латвии, Литвы и Эстонии, при этом их именуют не иначе как "угроза национальной безопасности".