Побег США из Афганистана – важный урок для Прибалтики и Украины

© AFP 2022/ WAKIL KOHSAR

Двадцатилетняя операция США по демократизации Афганистана завершается позором, сопоставимым с провалами во Вьетнаме и Ираке. Какие уроки стоит извлечь их союзникам?

Пока талибы празднуют победу и занимают оставленные правительственными силами государственные учреждения в столице Афганистана, весь мир в прямом эфире следит за тем, какие страшные и невообразимые вещи там происходят.

Интернет заполонили видео о том, как тысячи афганцев, бросив все, идут на что угодно, лишь бы покинуть страну.

На дороге из Кабула в аэропорт – колоссальные пробки из желающих бежать из столицы. Странная смесь из бойцов "Талибана"*, афганских военных и гражданских.

© AFP 2022/ WAKIL KOHSAR
© AFP 2022/ SHAKIB RAHMANI
Жители Афганистана на крыше самолета в аэропорту Кабула, 16 августа 2021

В самом аэропорту – толпа обезумевших от страха афганцев прорвалась на летное поле аэропорта в надежде попасть на какой-нибудь улетающий самолет. Американские военные делают предупредительные выстрелы в воздух. Люди гибнут – то ли из-за давки, то ли от огнестрельных ранений.

Есть и другие кадры: люди падают с американских "Глоубмастеров" (C-17 Globemaster III), на которые пытались пробраться тайком.

Такую картину приходится наблюдать из-за стремительного отступления США и союзников из этой страны, к которому более применим термин "бегство".

В воскресенье, 15 августа, боевики из "Талибана"* вошли в Кабул практически без сопротивления и объявили о полном контроле над страной. Те, с кем Штаты и их союзники боролись 20 лет, теперь фактически полностью контролируют весь Афганистан. Таковы результаты одного решения, принятого в Белом доме.

© AFP 2022/ WAKIL KOHSAR
Боевики террористического движения "Талибан"* охраняют дорогу в Кабуле, 16 августа 2021

В апреле президент Джо Байден заявил нации, что выведет все американские войска из Афганистана к 11 сентября, в 20-ю годовщину теракта, совершенного на территории Соединенных Штатов.

В июле Байден говорил буквально следующее: "Вероятность того, что "Талибан"* захватит всю страну, невелика", "Вы не увидите, как людей снимают с крыши посольства США в Афганистане". Еще он объяснял журналистам, что вывод войск из Афганистана вовсе не означает обязательного захвата страны.

И что же мы видим спустя всего лишь месяц? Все происходит с точностью до наоборот. Символическую 20-ю годовщину может отметить разве что движение "Талибан"*, которое, можно считать, одержало верх над американцами и их афганскими союзниками.

Решение Америки уйти в кратчайшие сроки фактически вынудило Великобританию и других союзников по НАТО последовать ее примеру. Это сбило с толку правительственные силы, что, в свою очередь, дало лидерам "Талибана"* возможность, которую они ждали 20 лет.

"Выбирайтесь из Афганистана сами"

Госдепартамент США предложил беженцам самостоятельно выбираться из Афганистана, чтобы попасть в Соединенные Штаты. Желающим получить политическое убежище посоветовали заполнить соответствующую заявку – но уже за пределами страны.

"На самих заявителях лежит ответственность за выезд из Афганистана", – добавили в департаменте.

Какой бы ни была риторика американцев, судить стоит по делам. А результат этих дел налицо: десятки тысяч афганцев, которые годами помогали США в этой стране, просто оставлены на произвол судьбы. Зато эвакуация самих американских граждан идет полным ходом.

Мировые телеканалы показывали видеокадры из Кабула, на которых виден американский вертолет CH-47 Chinook, эвакуирующий дипломатов США прямо с крыши посольства. Из здания дипмиссии шел дым – видимо, сотрудники сжигали документы.

© AFP 2022/ WAKIL KOHSAR
Американский вертолет CH-47 Chinook пролетает над крышей посольства США в Кабуле, 15 августа 2021

Руководитель бюро ВГТРК на Ближнем Востоке Евгений Поддубный назвал запечатленное на видео "историческими кадрами, которыми еще долго будут иллюстрировать еще одно американское поражение. Сегодня можно констатировать: американцы не ушли из Афгана, они проиграли войну".

Внутри США все как один сравнивают этот вывод войск с бегством из Южного Вьетнама в 1975-м году. На обложках западных газет приводят два снимка: один из Сайгона, другой – из Кабула.

Дошло до того, что США намерены увеличить число военных до 6 тыс., чтобы обеспечить безопасный выход. Откуда такие цифры? Американцы настолько боятся потерь? Экс-президент США Дональд Трамп уже обвинил Джо Байдена в слабости и непоследовательности, и тут с ним сложно не согласиться.

Вашингтоном недовольны все

Впрочем, сами американцы как-нибудь разберутся, как дальше с этим жить. Нас больше волнует, в каком масштабе поражение коалиции во главе с США и победа талибов скажутся на безопасности в Европе. 

Рядовые афганцы – далеко не единственные, кто не доволен решением Белого дома. Огорчение и обида видна и в высказываниях союзников США.

Председатель комитета по иностранным делам палаты общин британского парламента Том Тугендхат cчитает падение Кабула "самой крупной внешнеполитической катастрофой" Великобритании со времен Суэцкого кризиса в 1956 году.

"Операция по захвату канала в 1956 году символизировала конец глобальных амбиций Великобритании и переориентировала нас на НАТО. Это убедительно показало, что США могут ограничить наши действия и изменить нашу политику. [...] Падение Кабула запомнится по аналогичным причинам: не только из-за жалкого провала, но и потому, что оно показало природу власти США и нашу неспособность провести отдельную линию. Передислокация 2500 американских военнослужащих, вдвое меньше, чем требуется для экипажа авианосца, положила конец 20-летним усилиям Великобритании в Афганистане и оставила тысячи британских граждан под юрисдикцией талибов", – заявил он газете The Times.

Даже такой "прибалтийский ястреб", как глава Минобороны Латвии Артис Пабрикс, раскритиковал "безоговорочный" вывод американских войск с афганской территории. По его словам, действия США стали "ошибкой", приведшей к быстрому наступлению талибов, падению Кабула и захвату всей территории страны.

Слышать такое от министра обороны страны, до сих пор беспрекословно выполнявшей распоряжения заокеанского куратора, на первый взгляд, довольно странно. Но понять его можно. В Афганистане за 20 лет погибли четверо латвийских военнослужащих, еще двенадцать получили ранения. Другие европейские союзники, отправившие туда свои миссии, понесли сопоставимые потери. Получается, эти жертвы были напрасными?

Есть и еще один веский повод для беспокойства. Убежища в Латвии уже попросил экс-мэр афганского города Меймене, и Пабрикс не без основания полагает, что поток беженцев в страны Балтии в ближайшее время значительно возрастет.

Латвия и Литва и до этого едва справлялись с мигрантами-нелегалами – пришлось объявлять ЧС и задействовать все ресурсы силовых ведомств. Когда число рейсов из Багдада в Минск увеличили до четырех в неделю, Вильнюс выражал недовольство. Что там скажут теперь, когда рейсы в один конец вылетают из Кабула беспрестанно?

Без преувеличения можно предположить, что Европу и в первую очередь ее восточный край ожидает настоящий, куда более масштабный миграционный кризис. После него то, что происходило последние недели на литовско-белорусской границе, покажется лишь цветочками.

Официальный представитель политического офиса "Талибана"* Мухаммед Наим объявил, что в Афганистане якобы завершилась 20-летняя война. Но действительно ли взятие талибами Кабула означает завершение противостояния? Даже если и так, это не означает, что ситуация с безопасностью в регионе будет стабильной. И уж тем более не означает прекращение насилия.

Триумфально шествуя по захваченным городам, боевики проводили жуткие публичные казни своих сдавшихся и плененных врагов. Наиболее вероятно, это продолжится и после того, как новое правительство получит международное признание. Ведь именно ради него политическое крыло талибов заявило, что мстить не намерено. Но одно дело – риторика, а другое – реальная жизнь.

Кроме того, стоит учитывать, что "Талибан"* – движение далеко не однородное. В нем много разных этнических групп, множество разных полевых командиров, враждовавших друг с другом. По оценкам ряда российских и зарубежных экспертов, риск последующей гражданской войны в Афганистане остается очень высоким. Бежать явно есть от чего.

Наследие США в Афганистане

Байден и другие возлагали надежды на 300-тысячные афганские вооруженные силы, которые столько лет готовили. Как выяснилось, напрасно. Не помогла подготовка по хваленым стандартам НАТО, на которые так надеются, например, Прибалтика и Украина. Но к ним мы вернемся позже.

Некоторые действительно сражались. Однако в целом попытка организовать сопротивление талибам потерпела крах. В ряде городов и провинций правительственные силы без боя сдались талибам вместе с американским вооружением и беспилотниками.

И это неслучайно. Дело не только во внезапном уходе западных союзников, подорвавшем моральный дух афганских военных. Последние осознавали коррумпированность руководства и его очевидную слабость.

Чего стоит один только дворец единственного маршала Афганистана Абдулы Рашида Дустума, где все "дорого-богато", а в глазах рябит от позолоты. К слову об "элитах", которые оставили после себя США. Еще один звоночек для их союзников, старых и новых.

20 лет США строили, как они говорили, свободный и демократичный Афганистан. Эта конструкция, возводимая Вашингтоном на афганском песке, рухнула, сметенная ветром от винтов вертолета Chinook, вывозившего дипломатов.

Эксперимент по строительству нации, обошедшийся американцам в триллион долларов и тысячи жизней, привел к катастрофе. Джо Байден же теперь войдет в историю как главный участник унизительного заключительного акта в долгой и запутанной американской пьесе в Афганистане.

Провалились попытки посеять "западные ценности" там, где они в принципе не могли прижиться ввиду национальных и религиозных особенностей местности. Разве этого не понимали американские генералы, государственные деятели, политики и журналисты? Обманывали ли себя? Или они обманывали своих граждан и весь остальной мир?

Каким бы ни был ответ, ясно одно: у других стран появилась еще одна веская причина подумать, прежде чем полагаться на Вашингтон – по крайней мере, в военно-политическом плане.

Если раньше в западных СМИ публиковали статьи на тему, смогут ли США/НАТО защитить Прибалтику в случае "агрессии" России, то теперь у них будет одной темой меньше – слишком мало пространства осталось для таких рассуждений.

Это, кстати, урок для Украины для других стран, избравших путь поручения заботы о национальных интересах государству за океаном. Им предстоит переосмыслить представления и о своих патронах, и новых реалиях военно-политической ситуации в мире, и о своем месте в них. Судьба этих государств во многом зависит от того, насколько велики будут их желание и возможность это сделать.

*Запрещенная в России террористическая организация.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.