"Никто не бросится к нам на помощь по первому звонку": Латвия осмысливает афганский опыт

В Латвии обсудили вывод военного контингента НАТО из Афганистана и пришли к неутешительным для себя выводам относительно альянса.

С выводом сил международной коалиции из Афганистана и приходом к власти талибов* в этой стране престиж коллективного Запада понес значительный урон. Такой вывод был озвучен в ходе обсуждения событий в Афганистане во время спецвыпуска программы "Панорама" Латвийского телевидения.

Участники дискуссии пришли к выводу, что печальный опыт афганской армии служит уроком для Латвии, поскольку нельзя ожидать, что кто-то другой будет сражаться ради ее защиты от внешней угрозы.

"Наши ребята в Афганистане проделали фантастическую работу. Однако ошибки были допущены на политическом уровне", – сказал Раймонд Граубе, председатель Государственного фонда обороны и патриотизма Namejs, бывший командующий Национальными вооруженными силами.

"Большая ошибка"

"Мы допустили большую ошибку, продолжив участвовать в операциях вместо них (афганской армии – прим. Baltnews), патрулировать их территорию. Они привыкли к тому, что мы сражаемся за них. Когда им пришлось самим взять на себя руководство военными операциями, они отказались.

Мы переоценили их желание бороться за свою землю и свои ценности. Они не стали с нами воевать, покинули боевой пост. <...> У них была военная техника, они были обучены, но у них не было желания воевать".

Профессор политологии Латвийского университета Жанета Озолиня, побывавшая в Афганистане и пообщавшаяся с афганскими солдатами, узнала, что многие из них думали вовсе не о защите Родины.

"Некоторые молодые люди пошли в армию, потому что у них была возможность научиться читать и считать. Для многих это был единственный способ заработать деньги, чтобы прокормить свои семьи. Мотивация защищать свою страну была только на втором или третьем месте".

Престиж пострадал

Озолиня признает, что никто не ожидал, что афганская армия сдастся так быстро и легко, а талибы* почти беспрепятственно пройдут в столицу победным маршем.

В ходе обсуждения министр обороны Артис Пабрикс признал, что у многих в Европе есть желание привлечь американцев к ответственности.

"Мы все знали, что в какой-то момент миссия в Афганистане должна будет завершиться. Но для Соединенных Штатов было неправильно просто говорить о дате отъезда: уехать в мае, сентябре или в какое-то другое время. Конечно, в такой ситуации талибы* могли бы сидеть сложа руки и сказать: "Они уйдут, а мы придем!".

Пабрикс признает, что после фиаско в Афганистане "из стены престижа Запада выпал еще один кирпич".

"НАТО остается сильнейшим военным альянсом в мире, но взаимное доверие ослабло, и Европа вновь показала слабость. Если я вижу полный хаос в Афганистане, люди цепляются за самолеты в аэропорту Кабула и падают, а в это самое время верховный представитель Союза по иностранным делам пишет что-то в Twitter об отношениях с Никарагуа, то я задаюсь вопросом: есть ли у нас вообще какое-то лидерство?".

Стоило ли оно того?

Вывод международных сил из Афганистана и возвращение талибов* к власти заставили многих усомниться в том, что 20-летняя миссия в Афганистане стоила тысяч жизней.

"Я разговаривал с семьями погибших солдат в Афганистане, которые спросили меня, стоила ли наша жертва того. Я могу сказать, что мы также получили большую пользу от миссии в Афганистане", – заверяет Граубе.

"Альянс не был создан лишь для защиты Прибалтики, а для того, чтобы союзники могли помогать друг другу. И когда мы приносим жертвы в Афганистане, мы вправе ожидать, что и нам помогут в случае необходимости".

Граубе попытался найти и положительные стороны участия Латвии в миссиях в Афганистане и Ираке. По его словам, латвийские военнослужащие приобрели огромный опыт участия в международных операциях.

Министр обороны Пабрикс считает, что Латвия также может извлечь уроки из безоговорочной капитуляции афганской армии.

"Мы должны быть достаточно сильными и мотивированными. Было бы несколько наивно ожидать, что кто-то бросится нам на помощь по первому же звонку".

* – движение признано террористическим, запрещено в России