20-летние усилия США по превращению Афганистана в стабильную демократическую страну потерпели неудачу. Но, когда дело доходит до политических и политических последствий для ЕС, на ум приходит другое слово, и оно непечатное, пишет издание Politico.
После побега сил коалиции из Кабула 27 стран-членов и институты ЕС в Брюсселе оказались в унизительном положении, и они отчаянно искали варианты, как бы из него выйти – подчас совершенно нереалистичные или недостаточные.
Неспособность поддерживать функционирование Кабульского аэропорта и провести эвакуацию даже в течение всего нескольких дней без помощи США привела европейских политиков к отрезвляющему выводу: ЕС не способен ни защитить, ни спроецировать свой так называемый европейский образ жизни.
Случившееся в Афганистане породило у союзников Вашингтона по НАТО сомнения: а могут ли они хотя бы что-то планировать независимо от США, не говоря уже о военных действиях?
Конечно, отсутствие у ЕС военного потенциала – это не новость, но это не единственное, что показал разгром контингента НАТО в Афганистане.
Проблема с беженцами показала неспособность ЕС разработать действенную политику предоставления убежища. В Европе начали даже думать о предоставлении финансирования странам, расположенным ближе к Афганистану, включая исторически недружественные правительства, такие как Пакистан.
Кроме того, все дипломатические усилия ЕС, такие как содействие образованию женщин и девочек, после прихода талибов* почти наверняка окажутся напрасными.
"Остальная Европа действительно сейчас находится в довольно глубокой депрессии", – сказал Роланд Фройденштейн, политический директор Центра европейских исследований имени Вильфрида Мартенса, внутреннего аналитического центра правоцентристской Европейской народной партии.
Возможным исключением является Франция, которая завершила свои военные операции в Афганистане в 2014 году и начала эвакуацию афганцев, работающих в посольстве Франции и других французских организациях, еще в мае, за несколько месяцев до США.
Как полагает Фройденштейн, упаднические настроения распространены из-за того, что, несмотря на коррупцию в поддерживаемом Западом афганском правительстве, несмотря на слабость афганской армии, многие наивно полагали, что каким-то образом миссия может увенчаться успехом.
"Конечно, были люди, которые предупреждали об этом, – сказал он. – Были люди, которые не хотели видеть очевидное. Были люди, которые обманывали самих себя".
Некоторые лидеры, в том числе президент Франции Эммануэль Макрон, заявили, что опыт в Афганистане подтверждает необходимость европейской "стратегической автономии" от США. Ряд экспертов с ним согласны: Европа не может защитить себя, особенно в потенциальном конфликте с крупными военными державами, такими как Россия или Китай.
Встречи на прошлой неделе между министрами обороны и министрами иностранных дел ЕС были всего лишь бесцельными сеансами групповой терапии. Предварительное, осторожное решение министров иностранных дел установить контрольные показатели для взаимодействия с Талибаном* и нежелание министров обороны укреплять военный потенциал ЕС только закрепили мнение, что Брюссель бессилен и вряд ли многому научится на ошибках в Афганистане.
* Движение "Талибан" признано террористическим и запрещено в России.