Япония поддержала создание военного блока AUKUS (Australia, United Kingdom, United States). О том, какие задачи он будет решать и каким образом развиваться – в противовес или в дополнение НАТО, порталу Baltnews объяснил политолог, публицист, доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков.
"Создание этой инициативы оцениваю как новую регионализацию мира. Мы жили в период, когда он был разделен на регионы и сферы влияния. Если экономического рыночного фактора для объединения стран не хватает, то создаются новые военно-политические альянсы или блоки. В данном случае речь идет об экономической экспансии Китая, потому что Австралия была фактически зоной экономического освоения этой страны", – пояснил эксперт.
"Мы помним, как Барак Обама во время саммита G20 в 2014 году "надавал по щекам" Тони Эбботту, бывшему премьер-министру Австралии: тот запретил заключать долгосрочный контракт на аренду австралийского крупного перевалочного порта. Ресурсы освоения газа в основном шли за счет китайской экспансии. Надо было Австралию "выдернуть" из этого порочного круга с точки зрения Вашингтона. Поэтому мы видим создание нового регионального альянса", – добавил он.
По мнению Крутакова, создание военного альянса между Великобританией, Австралией и США – это развал финансовой глобализации как проекта, а не процесс сближения стран.
У всякого проекта есть свой проектант: автор, архитектор, строитель. Так, после введения торговых санкций строителем предыдущего разваливающегося глобального проекта выступали США. По словам эксперта, с функцией регулирования мирового торгового и производственного оборота они не справились. В этом процессе можно по-разному оценивать экономическую роль Китая и военно-политическую роль России, но это уже второй вопрос.
"США не хватило политического, финансового, военного ресурса. Поэтому "первым звоночком" был Дональд Трамп с его лозунгом: "Сделаем Америку вновь великой" с проектом возвращения промышленности из Азии в США. Сегодня конструкция выглядит так, что Америка практически разрушила свой внутренний промышленный потенциал и вывезла все производственные мощности и технологии в Китай", – отметил эксперт.
"Китай выступал не финансовым, а промышленным офшором. 97% производимой продукции перегонял на экспорт, чтобы не ломать внутренний рынок, так как спрос не соответствовал предложению, и, соответственно, возможностей и доходов у китайцев не хватало. И возникла система, которая сейчас рушится. США потеряли глобальную конкурентоспособность: они не могут сравниться с экономическим положением Китая и с ресурсным потенциалом России и Ирана", – добавил Леонид Крутаков.
Как считает эксперт, с возникновением альянса будут и внутренние противоречия с НАТО: либо нужно "влиться" в общее натовское военно-политическое пространство, либо, если это задумывалась как некая самостоятельная единица, ее интересы не будут совпадать с интересами НАТО.
"Это некий клуб, в который доступ к другим странам закрыт, или открыт только англоговорящим, англосаксонским странам? Францию и Германию впустить не получится, потому что они континентальные европейские державы с совершенно другой логикой внутреннего развития. А эти три страны – с островной логикой развития – они морские державы", – указал Крутаков.
Также, по словам эксперта, в этом ряду находится и "Брексит", потому что Британия вышла из ЕС, где "ведущую скрипку" играла континентальная держава Германия и вошла в военный союз Австралии и США. Поэтому сегодня мы видим распад прежнего глобального проекта и создание нового регионального, заключил Крутаков.