Глава Минобороны Артис Пабрикс заявил, что ни страны Балтии, ни Польша не намерены принимать у себя нелегальных мигрантов из Белоруссии.
Поэтому, по его словам, если Александр Лукашенко пойдет на обострение, то не исключено, что НАТО вмешается в ситуацию.
"Потому что мы должны свою границу защищать, и мы открывать границу не будем", – добавил Пабрикс.
Начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков сомневается в том, что угрозы латвийского министра воплотятся и альянс действительно вмешается.
"Дело в том, что, действительно, ситуация на границе с Белоруссией неспокойная... можно сказать, причина – это те самые горячие точки, те регионы, где НАТО занимался тем, что называется гуманитарными интервенциями, и пытался решать задачи, которые входят в нынешнюю стратегическую концепцию НАТО, то есть кризисным регулированием", – считает эксперт.
Ермаков признает, что формально обеспечение безопасности находится в сфере компетенции НАТО.
"Конечно, все эти вопросы будут обсуждаться, будут приняты какие-то обтекаемые решения без практических указаний, будет в очередной раз выражена озабоченность", – заметил он.
При этом следует понимать, что сейчас НАТО играет несколько иную роль – это все-таки военный инструмент сдерживания.
"Чтобы НАТО в кратчайшие сроки согласовал и принял решение направить войска, я в это не особо верю, – полагает Ермаков. – В Прибалтике и Польше и так развернуты военные контингенты, только в рамках усиления передового военного присутствия".
Сейчас идет речь о попытке представителей стран Балтии и Польши лишний раз показать свою озабоченность, напомнить о том, что НАТО должен уделить внимание защите в том числе северной части восточного фланга, обратить внимание на себя, учитывая, что в последнее время американцы стали больше проявлять интерес к Черноморскому региону, считает эксперт.
Ермаков полагает, что эскалация конфликта на границе вряд ли приведет к полномасштабному противостоянию Польши или других стран с Белоруссией.
"Обострение возможно в том плане, что сейчас мы наблюдаем гуманитарную катастрофу. Допускаю, что в Литве и Польше военно-политическое руководство все больше склоняется к тому, что при возможном наплыве беженцев, готовых штурмовать заграждения на границе, на них будет оказываться силовое воздействие. Но что касается перехода в конфликтную ситуацию с Белоруссией, я верю, что здесь здравого смысла хватит", – полагает Ермаков.
На это повлияло и укрепление в сфере обороны и безопасности в рамках Союзного государства России и Белоруссии, добавил он.
"Конфликтных моментов будут пытаться избегать. На уровне НАТО четкое и быстрое решение вопроса сейчас маловероятно, поскольку консультации между союзниками займут длительное время. На уровне риторики такие заявления, безусловно, будут", – заключил эксперт.
Ранее Минобороны Белоруссии назвало реакцию властей Польши на ситуацию на границе абсолютно неадекватной.
В оборонном ведомстве считают, что "сосредоточение 15 тысяч военнослужащих, танков, средств ПВО, другого тяжелого вооружения нельзя назвать адекватной реакцией на мигрантов у границы", сообщил "Интерфакс".
"Больше это напоминает создание ударных группировок войск. Действия польских военных идут вразрез всех международных и двухсторонних договоренностей", – сказано в сообщении.
Минобороны Белоруссии вынуждено "принимать адекватные меры реагирования" на ситуацию на границе, так как Варшава не идет на диалог, говорится в заявлении.
Также в ведомстве пообещали "не бряцать оружием", но подчеркнули готовность защитить суверенитет страны.