Сергей Санакоев, президент АНО "Российско-китайский аналитический центр", рассказал Baltnews об основных итогах противостояния США и Китая в 2021 году в экономической и военно-политической сферах.
"Текущий год был переломным в американо-китайских отношениях, так как состоялась долгожданная встреча глав государств. Хотя она была и в видеоформате, но она разрядила много вопросов, которые накопились еще со времен правления бывшего президента США Дональда Трампа (бывшего президента США – прим. Baltnews). Последний довел дело до торговой войны между США и Китаем. Также противостояние чувствовалось и на фондовых рынках, и в целом в мировой экономике", – сказал он.
По его словам, на данный момент определенная напряженность спала, хотя никто не питает иллюзий. Китайцы прекрасно понимают, что нужно быть очень бдительными, особенно в юго-восточном регионе континента и в Тихом океане, где морской флот США наращивает свои усилия.
"Благодаря диалогу, который состоялся, одним из важнейших политических моментов стало то, что США, по крайней мере президент и его окружение, по итогам саммита говорили следующее. Тайвань – часть Китая, и Штаты признают, что остров – одно государство – две системы. В этом плане они имеют дело с официальным Пекином, а не с Тайванем", – добавил Санакоев.
С его точки зрения, нужно отметить, что 2021 год по сравнению с предыдущими, особенно с теми периодами, когда правил Трамп, немного произошла разрядка в отношениях. Это, безусловно, позитивно сказывается на всей мировой повестке дня.
О чем был последний разговор
Напомним, 15 ноября президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин провели видеосаммит – первые переговоры после инаугурации главы Штатов. Ранее они обменивались телефонными звонками: последний состоялся 10 сентября.
В ходе диалога Байден выразил обеспокоенность ситуацией в Синьцзяне, Тибете и Гонконге. Помимо этого, он затронул проблему соблюдения прав человека в Китае. Во всех трех автономных районах КНР, по мнению американских официальных лиц и правозащитников, Китай проводит дискриминационную политику, нарушая права уйгурского и тибетского меньшинства и права гражданских активистов в Гонконге. Китай такую критику назвал неправомерным вмешательством во внутренние дела.
В дополнение к этому он заявил о необходимости защиты американской промышленности и рабочих от "нечестных торговых и экономических практик Китая" и необходимости сохранения свободы в Индо-Тихоокеанском регионе. Был затронут вопрос Тайваня.
"Представляется, что наша ответственность как лидеров Китая и США – гарантировать, что соперничество между нашими странами не перейдет в конфликт, намеренный или непреднамеренный. Только простая прямая конкуренция", – говорил Байден.
Си Цзиньпин, в свою очередь, указал, что онлайн-встреча не так хороша, как "встреча лицом к лицу". Он также подчеркнул, что "счастлив видеть старого друга". Президент в публичных ремарках часто подчеркивал общность интересов: США и Китаю, по его мнению, надо наращивать общение и сотрудничество.