В попытках оказаться среди членов Североатлантического альянса украинские политики указывают на "превосходство" своей страны над Казахстаном. В ходе встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом вице-премьер Ольга Стефанишина заявила, что Украина – не Казахстан. По ее словам, Украина, "в отличие от Казахстана, имеет сильное гражданское общество, оппозицию, а также проводит реформы".
Однако властям Казахстана удалось справиться с недавними протестами и не допустить событий, подобных госперевороту на Украине в 2014 году. Почему Казахстан не повторил украинский сценарий, рассказал в беседе с Baltnews руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества, специалист по Украине Василий Колташов.
"События пошли по украинскому сценарию, однако по нему не пошел Токаев. События в Казахстане развивались не просто по сценарию Украины 2014 года, а носили более угрожающий характер. На Украине мы не наблюдали массовых забастовок, не было таких акций протеста, охватывающих дальние регионы", – сказал Колташов.
Однако президент Токаева немедленно обратился в ОДКБ, получил помощь, которая позволила высвободить ему собственные силы и бросить их на подавление выступлений в Алма-Ате, отметил эксперт.
"Промедли он хотя бы день, в Алма-Ате могло сформироваться параллельное правительство, и насколько бы оно ни было исламистским и фундаменталистским, его тут же бы признал Запад как демократическое", – считает Колташов.
"В отличие от событий на Украине, банды оказались чересчур распоясанными и принялись грабить, чем очень быстро отвернули общественное мнение от светлых идеалов "цветной революции", – добавил аналитик.
По мнению аналитика, за протестами последовало бы давление Запада на правительство Казахстана с требованием начать переговоры с преступными элементами, а также заключить соглашение наподобие того, что заключил бывший президент Украины Виктор Янукович с организаторами Евромайдана.
"Все было закончилось, как на Украине. Однако другая сторона (правительство) в Казахстане действовала не по украинскому сценарию", – пояснил эксперт.
"Раскол элит и выступление против президента Токаева со стороны руководства КНБ (комитет национальной безопасности) – главной спецслужбы страны, очевидно, поддержки местных руководителей некоторых структур правопорядка, сдача оружие боевикам – это все в формате "нормальной цветной революции", где решающее значение имеет даже не улица, а раскол в верхах, наличие там сильной группировки, которая поддерживает уличное движение", – пояснил Колташов.
Напомним, жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области (нефтедобывающий регион на западе Казахстана) 2 января 2022 года вышли на протесты против двукратного роста цен на сжиженный нефтяной газ. Позже протесты распространились на другие города, в том числе на Алма-Ату.
Утром 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство и возглавил Совет безопасности страны. Он охарактеризовал ситуацию в Казахстане как подрыв целостности государства и обратился за помощью в ОДКБ "в преодолении террористической угрозы". Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы для нормализации обстановки в стране.