Ситуацию в Казахстане, где сейчас проходят массовые беспорядки из-за двухкратного роста цен на сжиженный природный газ, нельзя сравнивать с ситуацией в Прибалтике, где также наблюдается резкий рост цен на жилищно-коммунальные услуги и на большинство товаров и услуг. Такое мнение в разговоре с Baltnews выразил латвийский публицист Вадим Авва.
В первые дни 2022 года жители Казахстана вышли на протесты против двукратного роста цен на сжиженный нефтяной газ. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил сформировать правительственную комиссию для рассмотрения ситуации. Она 4 января сообщила, что готова выполнить главное требование протестующих и снизить цену газа.
В Латвии 1 января 2022 года тарифы на природный газ AО Latvijas gāze для домохозяйств вырастут на 54,2–93% – в зависимости от размеров потребления.
Домохозяйства, которые расходуют от 250 до 500 кубометров газа, будут платить около одного евро за кубометр. Для домохозяйств, расходующих более 500 кубометров, цена вырастет до 0,80 евро за кубометр – практически вдвое.
Следует иметь в виду, что стабильность в обществе обеспечивает вовсе не уровень жизни и не бедность, заметил эксперт. В качестве примера он привел погромы в богатейших странах, таких как Англия, Франция и Соединенные Штаты Америки.
"В Европе цены, как мы все знаем, выросли на несколько порядков, и что происходит? Ничего не происходит, – отметил Авва. – Например, в США простые американцы ворвались в здание Конгресса в Вашингтоне, когда не избрали Трампа, и, напротив, никакие усилия внешних игроков не позволили раскачать и опрокинуть ситуацию в Белоруссии и России в начале прошлого года".
"То есть рост цен как единичный фактор, насколько бы он ни вырос, не может быть причиной появления на улице большого количества подготовленных, вооруженных людей. Президент Токаев говорит о 20 тысячах, есть оценки о большем числе людей".
Подоплека происходящего в Казахстане – это, прежде всего, борьба кланов, полагает Авва.
Протесты можно подогреть, но их нельзя сотворить на пустом месте, заметил собеседник Baltnews: "И в Казахстане не протест, разумеется, в Казахстане группа одних баев (крупный землевладелец – прим. Baltnews) в колониальном государстве борется за власть с группой других баев".
Что касается ситуации в Латвии, единственное, что роднит ее с Казахстаном – вопиющая бедность большинства населения, считает эксперт.
"Общество решается на революцию или восстание в тот момент, когда его перестают устраивать темпы развития или перспектива, картинка будущего, предлагаемая властью, – пояснил он. – При потере веры в эту перспективу – неважно, на каком уровне жизни вы находитесь в этот момент – в этом смысле отчаяние способно конвертироваться в насилие".
Так случилось, например, в СССР, когда люди жили неплохо, но картинка будущего их перестала устраивать. В Китае же наблюдается общественный консенсус, потому что темпы развития, предлагаемые Коммунистической партией Китая, пока устраивает общество, продолжил Авва.
Сравнивать с Казахстаном Латвию или другие страны Балтии в данном случае неуместно, полагает публицист:
"Латвийское общество по причине того, что оно вымирает, встречает будущее с апатией и готово к своей смерти, а казахское ищет выход этой энергии, и если этим людям не показать, не предоставить мирные возможности, то они будут воевать, пока не перебьют друг друга. Но я думаю, что проблема будет решена".
Постепенно начинается восстановление СССР – пусть и в другой форме и на других основаниях – и события в Казахстане это как раз подтверждают, считает собеседник Baltnews.
"За 30 лет Прибалтика доказала одно: она не сможет никогда решить свои вопросы самостоятельно, ей нужен суверен. Кто это будет: Соединенные Штаты, как сегодня, или в конечном итоге Россия – вот это под вопросом нового передела мира, в начале которого мы находимся".
"Прибалтика не является Европой, это недо-Европа, и она в каком-то смысле обязательно вернется под протекторат России, только Россия не будет платить за развитие и сохранение их культур, потому что у них был выбор, и они показали за эти годы свою враждебность, отсутствие эмпатии. Люди сами выбирают между смертью и развитием, и прибалтийские титульные нации свой выбор сделали", – заключил Авва.