Эксперт: гражданство для детей неграждан – меньшее, что могла сделать Латвия

Тема: Русские Латвии

Сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев рассказал Baltnews, что даст новый закон, согласно которому с 1 января 2020 года новорожденные дети неграждан автоматически станут гражданами Латвии.

С 1 января 2020 года новорожденные дети неграждан автоматически станут гражданами Латвии, тем самым прекратив воспроизводство неграждан. Но поспособствует ли это решению проблемы, и что должно произойти, чтобы она потеряла актуальность, Baltnews рассказал сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ), правозащитник, экс-депутат Рижской думы и Сейма Владимир Бузаев.

– Г-н Бузаев, президент Латвии подписал законопроект, по которому с 1 января 2020 года новорожденные дети неграждан Латвии автоматически станут гражданами страны. По вашему мнению, насколько это поможет решить проблему неграждан?

– В различных международных рекомендациях по негражданам, которые систематизирует и каталогизирует наш исполнительный секретарь Александр Кузьмин, этот элемент всегда присутствовал.

Правда, там было еще много чего, причем гораздо более важного – сократить список различий в правах граждан и неграждан, допустить их до участия в местных выборах и упростить процесс натурализации, особенно для пожилых людей. Но из всего этого комплекса, после постоянного 20-летнего напоминания, выполнена пока только одна рекомендация – автоматическое гражданство для детей неграждан.

© BaltNews.lv
Владимир Бузаев на конференции Латвийского комитета по правам человека.

Именно это требование как раз и оказывает наименьшее воздействие на решение проблемы неграждан. Ведь количество детей в семьях, где оба родителя – неграждане, чрезвычайно мало. Число таких детей пропорционально квадрату доли неграждан в составе населения и составляет примерно один процент от всех рождающихся детей.

Так что особого влияния на уменьшение числа неграждан этот закон не окажет, ведь речь идет о нескольких десятках человек в год. Хотя я и не отрицаю противоестественность ситуации, когда люди, рожденные в Латвии на тридцатом году ее независимости, становятся негражданами.

Многие европейские институции уже сказали "браво", хотя надо было сказать "бис", чтобы власти Латвии приняли еще хоть что-нибудь из приведенного списка, облегчающее правовое положение этой группы. А обсуждаемое послабление всего лишь позволяет решить проблему неграждан в рамках жизни одного поколения. Новых неграждан больше появляться не будет, старые вымрут, и вопрос решится полностью и окончательно.

– Интересно, что, несмотря на то, что, по вашим словам, особо этот закон не повлияет на уменьшение количества неграждан, многие фракции Сейма были категорически против его принятия. Почему?

– Прежде всего, это игра на своего избирателя, ведь за них голосуют те, кто принципиально не хочет уживаться со своими русскими соседями – и депутаты зарабатывают на этом очки. Хотя, конечно, среди национальных партий есть и явно недалекие политики, которые просто не понимают всего вышесказанного, но таких, я думаю, все же меньшинство. Тогда как большинство депутатов, голосовавших против, – это меркантильные, расчетливые люди, способные думать на перспективу до следующих выборов.

В свою очередь, остальные латышские партии, поддержавшие этот законопроект, хорошо понимали, что ничего особо с его принятием, в вопросе неграждан не изменится, но перед международными организациями отчитаться будет можно – показав, что, вот, государство пытается решить эту проблему.

Притом, что опыт Эстонии, где подобный закон принят в 2016 году, также показывает, что ничего страшного национальному государству не угрожает, а значит, можно последовать и ее примеру.

– В то же время в Эстонии неграждане имеют право голосовать на муниципальных выборах. А почему латвийские правящие партии не идут на такой шаг, и можно ли надеяться, что когда-нибудь и неграждане Латвии смогут голосовать?

– Правящие партии считают, что если они жутко враждебно относятся к негражданам, то и они должны платить им той же монетой. В действительности массовый избиратель не понимает, кто пытается его задушить, и с удовольствием может проголосовать за какого-нибудь Лембергса или Судрабу.

Ведь они оба виноваты в произошедшей реформе русских школ. Она началась, когда премьером был человек от Союза "зеленых" и крестьян (СЗК) – партии влияния Айварса Лемберга, а Ингуна Судраба, будучи депутатом, выдвигала к счастью отклоненные предложения, призванные еще больше ужесточить принятые поправки.

Однако как за СЗК, так и за партию Судрабы голосовали в том числе и русские граждане. Поэтому и часть неграждан вполне могут поддержать такие партии на муниципальных выборах. И это был один из аргументов, который мы постоянно выдвигаем – напрасно правящие думают, что неграждане будут массово голосовать против них.

Конечно, за Нацблок они вряд ли проголосуют, но остальные могут рассчитывать и на их голоса. Было проведено и исследование на эту тему, и лишь треть неграждан заявляли, что будут голосовать только за "Согласие" или Русский союз Латвии, а остальные готовы были рассмотреть и другие варианты.

Говоря же о том, смогут ли негражданам дать право голосовать на местных выборах, я вспоминаю слова спецдокладчика ООН по делам меньшинств Фернана де Варена, который уверен, что сейчас в правах человека происходит откат, и на первый план выходит то, что было характерно для первой половины XX века – приоритеты государства.

Но за закатом наступает рассвет, и пытаться отстоять права неграждан на голосование, конечно, надо. Тем не менее я бы посоветовал всем, кто может, все же пойти и натурализоваться, чтобы сполна воспользоваться всеми правами.

– Почему натурализация неграждан почти остановилась? Получается, что неграждане не хотят натурализовываться?

– На счет того, что не хотят, это сейчас наиболее модная теория социологов. Вместо того чтобы изучать факты, они собирают мнения. Мы же подчеркиваем, что требования к натурализации достаточно высокие.

Для сдачи проверки по латышскому языку требуется категория B1 – третья из шести, и это одно из самых высоких требований в Европе, выше только в Дании. Им соответствует около половины русскоязычного населения, то есть получается, что половина просто не может натурализоваться.

Второй момент. Когда говорят, что экзамен по латышскому языку подразумевает собой бытовое общение, а потом на этом же языке претенденту нужно сдавать официальную версию истории страны и конституцию, что явно совсем не бытовой уровень.

Так что не все так просто и объективные трудности в сдаче экзамена есть. Этот закон писали очень умные люди, когда, с одной стороны, право получить гражданство у неграждан имеется, но реализовать его для большинства невозможно.

Статистический анализ показывает, что чем выше доля лиц с высшим образованием среди желающих натурализоваться, тем ниже процент не сдавших экзамен по натурализации. И доля лиц с высшим образованием среди претендентов, сдававших в вузах не один экзамен, все время падает, а доля заваливших проверки растет.

И надеяться на какие-то послабления я бы не стал. До 2013 года правительство могло это сделать само, а сейчас для этого нужно одобрение Сейма, а парламент пересматривает закон о гражданстве раз в 15 лет.

– Латвийский комитет по правам человека ведет мониторинг различий прав граждан и неграждан. Какова их динамика?

– Наблюдается динамическое равновесие. Если одни различия отменяют, то взамен вводят новые, как, например, запрет негражданам работать патентоведами, которое введено сравнительно недавно.

Также имеются различия с гражданами в праве на зачет стажа офицерской службы в Советской армии. Раньше он и гражданам не засчитывался, но в 2014 тех граждан, кто командовал подразделениями "оккупационных" войск, простили.

Так что если кто-то думает, что неграждане отличаются от граждан Латвии, лишь тем, что не могут голосовать, то это совсем не так. Различий в их правах порядка 86, в том числе в вопросе начисления всех видов пенсий и пособия по безработице, и наблюдается тенденция медленного роста.

Притом есть и совершенно абсурдные, как запрет негражданам работать пожарными. Европейские институции настоятельно рекомендовали это отменить, и, более того, наш предыдущий омбудсмен Роман Апситис тоже признал его несоразмерным. Интересно, что это ограничение и было отменено, Европа высказала свое одобрение, но потом оно опять оказалось восстановлено. Ну, не хотят наши правящие, чтобы неграждане тушили пожары, видимо, боятся, что вместо тушения подольют в огонь бензин.

– В таком случае что должно произойти, чтобы этих различий стало меньше, и проблема неграждан была решена?

– Если Латвия испытает настоящее давление со стороны тех, кто дает ей такие рекомендации по сокращению различий, облегчению натурализации и так далее, то тогда этот вопрос быстро решится.

В 1998 году, благодаря давлению Евросоюза, куда Латвия очень хотела вступить, сопровождающемуся экономическими санкциями со стороны России и массовыми демонстрациями протеста в Риге, были отменены "окна натурализации", и я сначала смог стать гражданином, а впоследствии и депутатом Рижской думы, а потом и Сейма.