Кто запрещает, тот и слаб. О чем говорит желание президента Латвии закрыть русское ТВ

Президент Латвии Эгилс Левитс выступил с инициативой. Он предложил Сейму сократить вещание телеканалов в основном пакете кабельных операторов на русском языке – до 20%, оставшиеся 80% Левитс предлагает отдать языкам ЕС.

Сильное пространство

Президент Латвии Эгилс Левитс обратился к комиссии Сейма по правам человека и общественным делам с предложением увеличить пропорцию телепрограмм на официальных языках ЕС в кабельных сетях республики.

Левитс предложил депутатам пересмотреть закон об электронных СМИ, введя языковые пропорции. Он считает, что 80% ретранслируемых программ должны быть на языках ЕС, а 20% на других языках, включая русский. По мнению президента, должны быть установлены требования для поставщиков услуг кабельного телевидения, а также для электронных СМИ, которые ретранслируют телепрограммы.

"Сильное информационное пространство – существенный вопрос безопасности страны и демократии в Латвии. Должно быть на законодательном уровне возможно сделать так, чтобы жителям Латвии были доступны качественные и плюралистические телепрограммы, которые укрепляют принадлежность Латвии к культурному пространству Европы и способствуют включению жителей Латвии в общий информационный дискурс Европы", – говорится в обращении Левитса к депутатам.

Очевидно, что Левитс  решил в очередной раз сыграть на национальном вопросе. Его инициатива бессмысленна – сколько носителей языков ЕС, кроме латышского, проживает в Латвии? От силы пара процентов.

При этом тех, кто считает русский родным – около 40%. Кроме того, значительная часть латышей с удовольствием смотрит российские телеканалы, поскольку они предлагают в том числе и хорошо сделанный развлекательный контент.

Предложение Левитса – это популистский ход. Он говорит о решении проблемы разобщенного общества, но очевидно, что это не приведет ни к какому сближению. Даже если запретят трансляцию в кабельных сетях всех каналов на русском языке – это не приведет к тому, что русскоязычные начнут массово смотреть LTV1 и TV3. Ничего подобного не происходило и раньше.

"Эгилс Левитс продолжает внедрять свое видение будущего Латвии – естественно, в строгом соответствии с преамбулой Сатверсме (Конституции). Следующая серия – предложение обязать кабельных операторов обеспечить 80% пропорцию телепрограмм с содержанием, произведенном на официальных языках ЕС. Фактически это означает уменьшение количества телепрограмм на русском языке. По мнению Левитса, это должно укрепить демократию и плюрализм", – написал на своей странице Facebook экс-министр образования и науки Вячеслав Домбровский.

По его словам, это только начало – новые ограничения не заставят себя ждать.

"Логично задать вопрос: а что дальше? Ведь ясно, что этим не закончится. Какие следующие шаги будут предприняты, чтобы решить за нас что нам можно смотреть, а что – нет? Обяжут библиотеки обеспечить 80% всех книг с содержанием произведенном на официальных языках ЕС? А остальные – торжественно сжечь на костре? Где-то история уже это видела… Классика жанра: под лозунгом борьбы за "европейские ценности" происходит попрание и уничтожение этих же европейских ценностей, а особенно основополагающей – свободы слова", – написал Домбровский.

Отчаянные действия

Вся эта разыгрываемая национальная история показывает лишь одно: власть в Латвии крайне слаба и не уверена в себе. Этот избитый прием – игра на национальных чувствах – уже всем порядком надоел. Глобализация делает свое дело. Русский язык не убить, как ни пытались сделать это местные политики. Теперь он живет в социальных сетях и мессенджерах, в Youtube.

Границ больше нет и все эти попытки что-то ограничить выглядят проявлением слабости. Эгилс Левитс – еще один слабый президент, который пытается показать свою силу. Но все это лишь подтверждает то, о чем я (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) говорил. Тужьтесь, господин президент, может быть, и родите что-нибудь путное. Но точно не в этот раз. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.