Собрался латвийский надзорный совет по СМИ и постановил: немедленно закрыть группу российских телеканалов. Они принадлежат бенефициару, а бенефициар в черных списках Европейского союза экономической взаимопомощи, изотоп полураспада Украины, "оплот русского мира" и "особа, приближенная к императору". А раз в списках значится – значит, вон отсюда, чтобы и духу не было.
Конечно, вмиг все разлетелось, "отразилось" от всех стен Кремля и "зазвонило" из башен. Русских в Латвии снова зажимают и трогают, атакуют свободу русского слова, грязными средствами ведут борьбу с честными независимыми средствами, ну и так далее. Что скрывать: нам тут российские крики про плохих крепко повышают самооценку. Сразу чувствуется, что мы чего-то стоим и на чем-то стоим.
Фанаты любви к родине тоже давай бойко отмечать и нажимать на клавиши соцсетей: "Так вам и надо, сволочи, расплодилось, развелось, но ничего, скоро-скоро доберемся, погодите. Это вам за все хорошее, мало еще дали, надо еще было то, вот то и вот это. Органы – молодцы, борьба идет, и мы склоняем". В общем, гормональный угар.
Но что-то смущает. Беспокойный мозг почему-то не может удовлетвориться. Начинаешь решение рассматривать поближе – и вопросы множатся. Господин "бенефициар" – российский миллиардер Юрий Ковальчук – в списках ЕС значится давно, период полураспада Украины идет в штатном режиме, запретные ныне телеканалы – не самые рейтинговые. Более рейтинговые, например, почему-то в списки не внесли. Что случилось-то, почему сейчас?
Друзья-патриоты уже неплохо отметили, поэтому звучат малоубедительно. Это, мол, удар по Кремлю, по миллиардеру и вообще по их "пропаганде". Что-то гложут сомнения. Какой из перечисленных каналов идейно чужд и чем? "Бобер"? "О!"? "Музыка Первого"? "Дом кино"? "Поехали"? Фанаты настаивают – все.
"Дом кино" – пропаганда совковых фильмов, пропаганда ностальгии с вытекающими отягчающими. "Бобер"? Пропаганда и ложь, что русские тоже нормально живут и могут себе позволить. "Музыка Первого" – ширпотреб, популяризация русских песен, а там и "русский мир" не за горами.
Да и сами названия смущают. Что значит – "Музыка Первого"? Какого "первого"? Почему он первый? Что значит канал "Поехали"? Кто чем поехал? Куда поехали, на кого? Непонятно и подозрительно. Или телеканал "О!". И? Это почему так? Чтоб никто не догадался? Очень подозрительно. Пятому петербургскому, говорят, досталось из-за того, что, дескать, электронные визы для прибалтов в регионе ввели и теперь издеваются.
Объяснения добротные, но все равно что-то продолжает смущать. Национальный совет по электронным СМИ Латвии просто так ничего не делает. В нем состоит несколько человек, и все – выходцы из медийной среды. Они так далеко от нее ушли (насколько это вообще возможно в Латвии), что Совет настолько "независим", что ни разу не обслуживает интересы разных медиа-групп. Как ни решение, так обязательно торчат групповые уши. Впрочем, граждан из Совета понять можно. В Латвии людей немного, толковых – еще меньше. Рвать связи трудно – все равно срастется, ибо все рядом.
И тут вот еще что. Россия "штампует" телеканалы с такой же скоростью, как из Латвии уезжает население. Получается магнитная аномалия: рынок все шире, а покупателей все меньше. Аудитория тоже меняется. К телевизору нынче никто не подходит – разве что пыль вытереть. Пультом от него пользуются тоже меньше, пультом в пакетике – тем более. Фраза "Я телевизор ваще не смотрю" в интернетах является показателем ума – даром что эти же люди смотрят тот же телепродукт, только на других экранах. Аудитория любит обманываться независимостью, и не нужно ее убеждать в обратном.
Латвийские телеканалы угнаться за российским продуктом не могут. Некоторые в погоне уже умерли на бегу. А медиа-холдингам, ими владеющим, надоело смотреть на поникшие графики рейтинга. Единственный выход – попытать счастья в создании платформ, позволяющих смотреть множество разных телеканалов с твердым осознанием независимости от телевизора.
Теперь вернемся к нашим бобрам. Странно, что все запрещенные телеканалы ретранслирует компания "Балтийский медиа альянс" (BMA). Приложения разные разрабатывает, платформы всякие, чтобы с каждого устройства можно было зырить. Вроде как, ниша занята. Но другим-то тоже есть хочется.
Вот на тех, кому тоже надо, ВМА написал заявление в органы. Смотрите, говорят, что делается, – хулиганы народ зрения лишают, причем совершенно незаконно. Транслируют "глупые российские телеканалы" своим приложением "умное телевидение". Разберитесь, заведите. В органах обещали подумать, хотя и озадачились тем, откуда пришло письмо. Обычно происходит наоборот: ибо эта компания фактически гегемон ретрансляции всего российского в Латвии.
И тут из полностью свободного от конфликта интересов нацсовета по СМИ пришла ответочка. Закрывайте, мол, пока 9 каналов, остальные еще проверим. Извиняйтесь перед покупателями, меняйте приложения, отказывайтесь от обещаний и вообще – причиняйте неудобства. В общем, пусть другие предложения выглядят выгоднее. Так закрытие "Бобра" может принести добра.
Вот вы это все прочитали – и забудьте. Это все к делу не имеет отношения. Говорить и думать надо о "российской пропаганде", "черных списках", ущемлении русских и свободе слова. Охота еще разбираться, как бизнес-интересы ловко оперируют геополитической ситуацией. Проще надо быть – тогда все понятнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.