Российские федеральные телеканалы оказывают мощное воздействие на формирование латвийского информационного поля. Особенно их влияние заметно среди русскоязычного населения республики, которое составляет около 40%.
Нереализуемая практика
Несмотря на заявления латвийских политиков о необходимости создания единого информационного поля на латышском языке, на практике эта идея оказалась нереализуемой.
Русскоязычная аудитория не стала массовым потребителем латышских СМИ.
Попытки создать альтернативу российским каналам на русском языке оказались слишком слабыми – в отличие от Эстонии, которая решилась на запуск полноценного телеканала на русском, Латвия ограничилась "полумерой": выделила деньги на несколько русскоязычных программ на уже существующем телеканале LTV7.
Недавно руководство LTV решило, что и это перебор, и "русский эфир" заметно сократили: из сетки исчезла программа "Без обид", а ежедневная развлекательная передача "Жизнь сегодня" была переформатирована в еженедельную "Маленькую пятницу".
Понятно, что конкурировать с российскими медиа-гигантами в такой ситуации нереально. Да это, возможно, и не требуется.
Власти Латвии также предпринимали попытки ограничить вещание российских телеканалов. Например, входящий в холдинг ВГТРК телеканал "Россия" выключали в республике несколько раз. Как только кабельные операторы переставали показывать этот телеканал, рейтинги других российских "кнопок" значительно возрастали.
"Этот запрет эффективен в отношении тех, в основном пожилых, людей, которые не очень активно пользуются интернетом, а смотрят телевизор по старинке. Возможно, что это ускорит и их переход на интернет-платформы, где также можно смотреть российские телеканалы. В целом, этот запрет не особо эффективен. Думаю, что следующий шаг, который могут сделать власти Латвии, – это попытаться ввести цензуру в интернете", – заявил юрист и экс-депутат Сейма Юрий Соколовский, комментируя некоторое время назад ситуацию с ограничением вещания российских телеканалов.
Бессмысленно и беспощадно
В кулуарах представители правящих партий не скрывают, что регулярные запреты на вещание российских телеканалов абсолютно бессмысленны. Во-первых, их можно смотреть в Интернете, а во-вторых, запрещая один канал, повышаешь рейтинг другого.
"Русскоязычные не начинают смотреть телевидение на латышском. Этого не происходит", – сказал мне (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) однажды один из представителей правящих партий, комментируя эту историю.
Более того, достаточно большой процент латышей смотрит российское телевидение. Сериалы и развлекательные программы весьма востребованы латышской аудиторией.
Однажды в фойе офисного здания я был свидетелем забавного эпизода. Пожилая женщина – администратор, латышка, смотрела по телевизору у себя за стойкой программу "Давай поженимся" на Первом канале, но, как только к ней подходили люди, переключалась на LTV1. Я стоял в этом зале довольно долго, так что мог за ней понаблюдать. Эту нехитрую операцию она проделала несколько раз.
Между тем политики, особенно национального толка, пытаются не допустить появления мощных местных СМИ на русском языке. Медиаполитикой в Латвии занимается Министерство культуры. Это ведомство традиционно возглавляют представители Нацблока. Новый министр культуры Латвии Наурис Пунтулис ранее заявил, что выступает против "самодостаточности" русского языка, и выразил опасение, что СМИ на русском могут способствовать укреплению его позиций.
"Я всегда был за поддержку культуры меньшинств, любых меньшинств. И я не против русского языка, но против его самодостаточности. Эти вещи следует разделять", – сказал Пунтулис журналисту.
Он не исключил, что государство, обращаясь к славянам на понятном им языке, лишь укрепляет самостоятельность этого языка.
"С одной стороны, я понимаю людей, которые говорят, что нам надо обращаться к русским, украинцам, белорусам на том языке, который им понятен. Чтобы привлечь их к содержанию, которое может предложить Латвия. Я это понимаю, это логичное желание. С другой стороны, возникает дилемма. Если мы говорим с этими людьми на русском языке, я задаюсь вопросом: не способствуем ли мы тем самым самодостаточности русского языка?" – добавил министр.
Рейтинг растет за счет националистов
Наверное, никто не делает так много для популяризации российских СМИ в Латвии, как латышские националисты. Чем больше Нацблок говорит о запретах русских СМИ, тем больше людей проникаются к ним симпатиями.
Иногда доходит до курьезов: значительная часть жителей Латвии понятия не имеет, кто президент страны, но хорошо осведомлена о российских политиках. Очевидно, что Путина в Латвии знает больше людей, чем Левитса.
Да и прошлых президентов многие просто не вспомнят. Исключение, наверное, составляет Вайра Вике-Фрейберга, которая сумела значительно поднять уровень узнаваемость главы государства. Помнят, возможно, и Гунтиса Ульманиса, ставшего первым главой государства после обретения республикой независимости.
А вот распустивший Сейм Валдис Затлерс, отказавшийся от зарплаты Андрис Берзиньш, пытавшийся говорить по-английски Раймонд Вейонис уже известны лишь узкому кругу интересующихся лиц.
Многие русскоязычные чувствуют себя в Латвии если не чужими, то "не вовлеченными". Поэтому российская повестка для многих ближе и понятнее, хотя далеко не все часто бывают в этой стране – если вообще бывают. Родной язык является крайне важным элементом для привлечения аудитории.
Латвийские СМИ не смогут тратить столько денег на создание такого контента. Бюджет одного российского шоу "Голос" сопоставим с бюджетом целого телеканала в Латвии, а то и побольше будет. СМИ на русском в Латвии из госбюджета финансируются очень скромно. Есть один радиоканал – LR4 – и "русские островки" на телеканале LTV7. Частникам же приходится выкручиваться самим, а в условиях такого небольшого рынка это скорее вопрос выживания, чем развития.
Латвийские СМИ могли бы предложить местную повестку и "вовлечение" всего в общества. Государство могло бы этому способствовать. Но пока этого не случилось, править информационным балом в Латвии будут российские телеканалы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.