О чем пишут в ЕСПЧ русские родители в Латвии

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Тема: Русские Латвии

Родители латвийских школьников пытаются добиться отмены ликвидации школ нацменьшинств – в Европейский суд по правам человека поступило рекордное количество индивидуальных жалоб на языковую реформу.

В Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) было подано 133 жалобы от русскоязычных жителей на проводимую в Латвии реформу образования, подразумевающую перевод школ на латышский язык обучения. Об этом сообщает Русский союз Латвии (РСЛ).

Это первый в истории Латвии случай массового выражения протеста в письменной форме против дискриминационной реформы, говорится в сообщении партии для прессы. Особенность исковых заявлений в том, что они составлены в индивидуальном порядке. Юристы помогали родителям каждого отдельного ребенка написать о трудностях, с которыми он столкнулся после ликвидации русскоязычного образования.

"Состоялась массовая подача жалоб в суд в Страсбурге, каждая из них строго индивидуальна. На подготовку обращений потрачены недели труда юристов, родителей и общественных активистов. Каждая заявка описывает возникшие проблемы в учебе конкретного ребенка в результате навязанного государством отказа от обучения на родном языке. Комплект документов одной жалобы составляет десятки, иногда сотни страниц", – говорится в пресс-релизе.

Обжаловать законопроект в ЕСПЧ возможно только в течение шести месяцев после принятия закона. Таким образом, на данном этапе прием документов закрыт. Жалобы тех родителей, кто не успел подать заявку в указанный срок, перенаправят в Комитет по правам человека ООН. Там нет жестких временных рамок, говорится в сообщении.

Инициативу о подаче исков в ЕСПЧ предложил и реализовал Латвийский комитет по правам человека в сотрудничестве с партией "Русский союз Латвии". Это было необходимо, чтобы привлечь внимание международной организации к нарушению прав нацменьшинств в Латвии со стороны правительства.

"Актуальность массового обращения в международный суд обусловлена тем, что изменения в законах "Об образовании" и "О всеобщем образовании" ведут к вытеснению русского языка из школьного обучения. Это снижает уровень знаний у русскоязычных школьников, убивает мотивацию к учебе, создает для детей и их родителей дополнительную нагрузку, не позволяет в достаточной степени сохранять родной язык и национальную идентичность".

По словам сопредседателя РСЛ Мирослава Митрофанова, основную работу в достижении цели проделал Владимир Бузаев, экс-депутат Сейма и Рижской думы, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека.

"Не будет преувеличением сказать, что Владимир совершил трудовой подвиг, потратив несколько месяцев на юридическое обоснование и организацию этой акции".

Помимо Бузаева, активное участие в реализации инициативы принимали активисты, представители РСЛ и родители, чьи дети непосредственно столкнулись со сложностями в обучении на латышском языке, отметил Митрофанов.

"Работа проделана качественно – к настоящему времени первые заявители уже получили письма из Страсбурга, подтверждающие регистрацию жалоб".

По мнению сопредседателя РСЛ, инициативным гражданам Латвии удалось своими действиями привлечь внимание международных организаций к дискриминационной политике латвийских властей.

"Этот поток жалоб невозможно будет не заметить", – уверен Митрофанов.

Таким образом, можно надеяться, что вопрос о противоправной ликвидации русскоязычного образования появится в повестке дня в Совете Европе, в ОБСЕ и ООН:

"В Совете Европе, в ОБСЕ и ООН мы ожидаем честной дискуссии на тему насильственной ассимиляции в Латвии. Это первое. Во-вторых, можно рассчитывать на ускоренное рассмотрение заявок, поскольку их массовость доказывает актуальность проблемы. При этом нельзя уповать только на суд – мы продолжим массовые акции протеста в Латвии с целью давления на власти и подтверждения важности нашего обращения в ЕСПЧ".

Ранее юрист и правозащитник Александр Кузьмин заявил, что у русскоязычных родителей Латвии есть хороший шанс выиграть в суде. Чем больше родителей обратятся в суд, тем больше шансов на то, что суд обратит внимание на проблему и рассмотрит ее быстрее, подчеркнул он.