Борьба с русскоязычным ТВ в Латвии: дело не в политике, а в языке

Сейм в третьем окончательном чтении утвердил закон о сокращении русскоязычного контента на телевидении в базовом пакете.

На латвийском телевидении станет еще меньше русскоязычного контента. По итогам голосования в Сейме в четверг, 11 июня, были одобрены поправки к закону об электронных СМИ, которые подразумевают, что число русскоязычных каналов на телевидении сократят в пользу программ, транслируемых на официальных языках Европейского союза (ЕС) и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). Поправки вступят в силу 1 июля 2021 года. Об этом сообщает пресс-служба законодательного органа.

Новые требования должны соблюдать поставщики телекоммуникационных услуг. Таким образом, при предоставлении своим клиентам базового пакета телепрограмм кабельного вещания, если в этот пакет, помимо основных каналов, провайдер включает дополнительные каналы, 80% из них должны транслироваться на языках ЕС.

В пресс-релизе Русского союза Латвии говорится, что изгнание русского языка с телевидения – это "бессмысленная жестокость" латвийских властей, которая будет осуществляться руками телевизионщиков.

"Осуществлять новые русофобские ограничения должны операторы кабельных сетей. Они обязаны увеличить в своих базовых пакетах долю вещания на официальных языках Евросоюза до уровня не менее 80%. Сделано это будет за счет сокращения вещания на русском", – говорится в сообщении.

Инициативу на рассмотрение Сейма представил президент станы Эгилс Левитс, который предлагал 80% дополнительного списка каналов транслировать только на языках ЕС, но Сейм список дополнил и включил в него еще норвежский и исландский языки. Идея президента Левитса заключалась в том, чтобы укрепить принадлежность Латвии к европейскому культурному пространству и поспособствовать интеграции ее жителей в общеевропейское информационное пространство".

Авторы законопроекта дополнили необходимость внесения указанных выше поправок одной маленькой деталью – сократить русскоязычный контент и, как следствие, "кремлевскую пропаганду в Латвии".

"Каналы, в которых предложен кремлевский нарратив, не должны быть доступны в основном пакете каналов, предлагаемых кабельными операторами и другими поставщиками телевизионных услуг", – заявил ответственной за продвижение законопроекта комиссии Сейма по правам человека и общественным делам депутат Артус Кайминьш.

Мнения

Сопредседатель РСЛ Мирослав Митрофанов считает, что сокращение каналов, транслируемых на русском языке, не имеет ничего общего с попытками убрать так называемое влияние Кремля с экранов телевизора.

"Во-первых, было бы неправильно считать, что новые ограничения – это отражение борьбы с российской государственной пропагандой. На самом деле, из кабельных сетей каналы выдавливаются не по политическому признаку, а по языковому. Президент Левитс и не скрывал этого, призвав при помощи новых ограничений "укреплять принадлежность Латвии к европейскому культурному пространству. В этом призыве проявился дремучий расизм Левитса, который вслед за германскими нацистами отказывает русской культуре в принадлежности к Европе".

Митрофанов указывает, что под сокращение попали не только российские федеральные каналы, но и те, которые в России представляют и транслируют интересы и точку зрения оппозиции.

"Под репрессии попали не только российские провластные каналы, но и русскоязычные оппозиционные и созданные во многих других странах, несущие альтернативную или политически нейтральную информацию".

Политик считает, что новые поправки в первую очередь ударят по тем, кто не имеет возможности оплачивать доступ к русскоязычному контенту, а это, в первую очередь, пожилые люди и малообеспеченные слои населения.

"Новый закон больно бьет по самым нуждающимся – тем, кто подписан лишь на базовый пакет и не имеет возможности пользоваться интернетом. Это пожилые и малообеспеченные люди. Новые ограничения по отношению к ним являются бессмысленной жестокостью латвийских властей".

Новый закон и его влияние на информированность населения поручено оценить телевизионщикам до вступления его в силу. "Если не получится – призовем к массовому отказу от телевидения", – подчеркнул Митрофанов.

Сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Александр Кузьмин посчитал языковые ограничения на латвийском телевидении неприемлемыми и не соответствующими рекомендациям ОБСЕ.

"Год назад Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе обобщила лучшие образцы законов о СМИ в своих Таллинских рекомендациях. Они как раз призывают не ограничивать доступ нацменьшинств к СМИ из других стран. Более того, государствам предлагается предъявлять к базовым пакетам требование особо обеспечить вещание для нацменьшинств".

В Латвии проживают чуть более 1,9 млн человек, около 40% которых составляет русскоязычное население. Единственным государственным языком в республике является латышский, а русский и все другие считаются иностранными.