Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что латыши могут понять протест чернокожих американцев, поскольку в советское время тоже "подвергались дискриминации".
Он отметил, что латыши в период СССР якобы испытывали на себе ограничения из-за их национальности и сослался на личный опыт. Кариньш вспомнил "шокирующий" случай, который в середине 90-х произошел с ним на рижском Центральном рынке.
"Некий господин говорил со мной на русском. Он не мог понять, почему я смешно говорю по-русски. В конце концов он понял, что я из-за границы, и сказал, мол, в тот раз мы не успели вас всех расстрелять, но еще успеем. Я никогда ничего подобного не переживал за всю свою жизнь", – поделился премьер-министр.
Манипуляция обобщениями
Националисты есть везде. Это направление абсолютно уникально для разных этнических групп. Мне (автор Анна Лейтланд – прим. Baltnews) приходилось слышать фразу: labs puika, bet krievs, что в переводе означает – хороший парень, но русский. А также похожую формулировку, но уже со стороны русских к латышам.
Каждый из нас на протяжении жизни сталкивается с хамами, радикалами и просто злыми и обиженными людьми. Например, русскоязычные журналисты, которые работают в День памяти латышских легионеров 16 марта тоже могут узнать о себе много нового. Один из участников Марша Waffen SS однажды кричал мне вслед ряд нелицеприятных и оскорбительных слов из-за национальности.
Но, на мой взгляд, разумный человек не сделает из одного частного опыта вывод обо всем народе.
Кариньш же перенес свою обиду после разговора с, возможно, не самым образованным представителем русскоязычного населения на всю этническую группу страны.
В народе есть очень простой способ выявления закономерностей. То, что произошло с вами один раз, называют случайностью, дважды – совпадением. Закономерностью принято считать трижды повторившееся происшествие. Но даже в этом случае стоит быть очень осторожными с обобщениями. Особенно, когда ты самый влиятельный член правительства Латвии, от слов которого многое зависит.
Двойные стандартны процветают. В современной Латвии трудно представить, чтобы русскоязычный политик – депутат или мэр вдруг сказал что-то подобное про латыша. Это вовсе не нужно допускать. Но необходимо, чтобы националистически настроенные политики несли ответственность за разжигание межнациональной розни.
Можно вспомнить пресловутого депутата Эдварда Шноре, который сравнил русских со вшами. Состава преступления в его словах найдено не было. Недавнее высказывание министра обороны Артиса Пабрикса о том, что русскоязычным, пришедшим к Памятнику освободителям 9-го мая, не стоит оказывать медицинскую помощь, в случае если они заразятся новым вирусом, тоже не стало поводом для проверки.
Слова Кариньша, безусловно, должны обсуждаться и осуждаться, ведь когда высокопоставленные чиновники страны заявляют подобное во всеуслышание – это делает дискриминацию оправданной и даже законной.
Но помимо возмущения, риторика премьера должна стать поводом для того, чтобы заглянуть и в самих себя. И задуматься – а разве мы не обобщаем? Разве не экстраполируем хамство отдельных людей на большие группы? Не передаем свою обиду из поколения в поколение? Очень важно смотреть и на эту ситуацию критично.
Не похожий на тебя
Есть в Латвии то, в чем русские и латыши чаще солидарны – они одинаково плохо относятся к людям с другим цветом кожи. Лидер "Для развития/За!" Даниэль Павлютс отмечал, что искоренить проблемы расизма в стране необходимо полноценной дискуссией, а не замалчиванием этой проблемы.
"Я согласен, что это проблемная тема для Латвии, каждый день мы этого не замечаем, но расизм существует. С ним сталкиваются иностранные студенты, у которых другая культура, другой цвет кожи, они сталкиваются с предрассудками и непониманием, потому что отличаются от других", – подчеркнул Павлютс.
И тут тоже не хотелось бы уходить в обобщения, но есть заметные тенденции, которые свидетельствуют о неготовности и латышей, и русских принимать "чужаков" на своей земле. Например, мигрантов из Восточной Европы. Однажды министр культуры, националист Наурис Пунтулис сказал, что Латвия должна быть моноэтнической страной.
Русские Латвии, конечно, воспротивились такой формулировке, но увидели в словах министра и здравое зерно – беженцам тут не место! Некоторые смуглые латвийцы, родившиеся на территории страны, до сих пор чувствуют на себе пренебрежительные и настороженные взгляды как от латышей, так и от русских.
Страшные вещи
Возвращаясь к словам премьер-министра, нельзя не упомянуть формулировку о "страшных вещах", которые, по его мнению, происходили в Латвии.
"Мы, как латыши, фактически можем понять, каково это, когда человеку что-то запрещают, основываясь на его цвете кожи. Нас не дискриминировали из-за цвета кожи, но во время советской оккупации мы тоже пережили страшные вещи", – заявил премьер.
Только, к сожалению, благодаря подобным словам премьера, подогревающим обиду многолетней давности, страшные вещи в стране продолжают существовать, раскалывая общество.
Интересно, что Кариньш противоречит сам себе, потому как в 2011 году в интервью газете Latvietis он говорил о том, что этнических проблем на бытовом уровне между латышами и русскими гораздо меньше, чем между белыми и чернокожими в США.
Впрочем, видимо, тогда у Кариньша не было необходимости работать на свой электорат с помощью подобных сравнений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.