"Русский не патриот": болезнь национализма в Латвии страшнее коронавируса

Мужчина в маске в Риге
© Sputnik

Вера Волкова

Тема: Русские Латвии

Вместе с тем, как жители Латвии постепенно оживают после двухмесячного режима ЧС, в стране пробуждается и национализм, который первые лица государства умышленно путают с патриотизмом.

Чрезвычайная ситуация в Латвии, вызванная распространением коронавируса, кажется, убрала с повестки дня языковой вопрос. Громкоговорители на русском напоминают о необходимости мер безопасности, предупреждения о социальном дистанцировании в общественном транспорте также написано на родном языке для 40% населения страны. На какое-то время создалось впечатление, что национальный вопрос уже не стоит так остро, и в стране больше нет разделения на "своих" и "чужих". 

Но вместе с тем, как жители Латвии постепенно оживают после двухмесячного режима ЧС, в стране пробуждается национализм, который первые лица государства умышленно путают с патриотизмом. Особенно национальные настроения пробудил прошедший в Латвии День Победы. 

Не тот патриот

Президент страны Эгилс Левитс на днях указал на один из критериев патриотизма. Левитс считает, что тем, кто отмечает праздник Победы в Латвии 9-го мая, стоит задуматься – патриоты они или нет. Он подчеркнул, что день окончания Второй мировой войны отмечается в странах Европы 8 мая.

"Мы в этот день отмечаем победу над нацистской Германией, но в Латвии, в отличие от Западной Европы, одна оккупационная власть сменила другую. <…> Нужно задуматься, стоит ли людям, которые живут в этой стране и считают себя ее патриотами, отмечать этот день", – отметил президент.

По всей видимости, по мнению президента, большинство русскоязычных в Латвии, отмечающих 9-го мая День Победы, нельзя считать патриотами. Несмотря на то, что русскоязычные жители страны минимально задействованы в госсекторе, а следовательно, они в большей степени содержат государственных чиновников своими налогами, президент все же посчитал их недостойными соответствия его критерию патриотизма. 

Президент Латвии Эгилс Левитс общается с журналистами на Братском кладбище в Риге после церемонии возложения цветов, 8 мая 2020
© Sputnik
Президент Латвии Эгилс Левитс общается с журналистами на Братском кладбище в Риге после церемонии возложения цветов, 8 мая 2020

Не тот зараженный

Министр обороны Артис Пабрикс пошел еще дальше. Он заявил, что лечить тех самых "непатриотов" в случае, если они заразятся новой коронавирусной инфекцией, не стоит. Он указал в своем Twitter, что в случае вспышки СOVID-19 тем, кто заболел 9 мая, не стоит оплачивать лечение.

"К почитателям тоталитаризма вирус не пристает, а если все же пристает, то, быть может, пусть они не просят у страны оплачивать их лечение, а сами покрывают его тем, кого они окружали", – пишет Пабрикс.

Это дискриминационное сообщение министра не имеет ничего общего с патриотизмом, но, к сожалению, довольно часто первые лица государства позволяют себе подобные высказывания в отношении значительной части жителей страны. Эти страшные слова на государственном уровне дают такой риторике статус законности и расчеловечивают одну этническую группу населения Латвии. 

Такие заявления свидетельствуют о том, что в обществе есть запрос на национализм. Ведь политики используют инструменты, которые имеют эффективное воздействие на электорат. Попутный ветер национализма бьет в спину и движет слуг народа вверх по карьерной лестнице. 

Не тот бот

Спекуляции на тему патриотизма в Латвии ведутся десятилетиями. Кажется, что они передаются новым политикам от старых, из поколения в поколение. 

Путая национализм с патриотизмом, политики задают определенный вектор настроений в обществе. И все сводится к примитивному и убогому – если ты говоришь на русском, значит ты не патриот. И неважно – человек ты или бот. Вспомним недавнюю историю с депутатом Сейма от Национального объединения Эдвином Шноре, возмутившимся дистанционной работой телекоммуникационной компании Tet. После оплаты услуги чат-бот по имени Анета перешла с депутатом на русский язык. 

"Добрый день. Сегодня мое общение с вашей виртуальной Анете зашло в тупик. Анете полностью русифицировалась и больше не понимает по-латышски. Пересмотрела российских каналов, ретранслируемых TET", – написал Шноре в своем Twitter.

Он был вдвойне оскорблен еще и тем, что Анета попросила его использовать кириллицу. Депутат написал жалобу, в компании пообещали решить недоразумение. Но очевидно, что русскоязычный бот для Шноре не патриот. 

Симптомы национализма как главная угроза 

"Патриотизм – последнее прибежище негодяя" – фраза, ставшая афоризмом, по-моему, отлично отражает латвийскую политическую действительность. 

Националистические политики Латвии, считающие себя патриотами страны, руководствуются традиционной концепцией: разделяй и властвуй. Но, на мой взгляд, патриот не раскалывает, а напротив – созидает.

Недавно министр внутренних дел Сандис Гиргенс заявил, что не делит латвийское общество на русских и латышей. И это, как мне кажется, действительное проявление настоящего патриотизма. 

Поскольку Латвии удается успешно справляться с распространением коронавируса, чрезвычайные меры смягчили. Чтобы снизить риски заражения, ношение масок в общественных местах стало для жителей обязательным. Жаль, что от вновь проснувшегося национализма не защититься с помощью масок и дезинфекторов.

Коронавирус в Латвии отступает, но старая болезнь национализма снова дает о себе знать. И эта угроза пугает больше, чем коронавирус. Ведь от нее за многие годы так и не выработался коллективный иммунитет. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме