Президент Латвии Эгилс Левитс в своей речи по случаю Дня знаний заявил, что Латвийская Республика – демократическая, правовая, социально ответственная и национальная страна, в которой общий язык – латышский.
"Важно, что мы все являемся равноправными жителями Латвии, независимо от нашего языка и происхождения. Все мы принадлежим Латвии!" – написал он в своем Twitter.
Mūsu visu kopējā telpa ir demokrātiska, tiesiska, sociāli atbildīga un nacionāla Latvija, kur kopējā valoda ir latviešu val. Tas ir svarīgi, lai mēs visi būtu vienvērtīgi Latvijas iedzīvotāji neatkarīgi no tā, kāda ir mūsu val., kāda ir mūsu izcelsme. Mēs visi piederam Latvijai! https://t.co/MxdwC6C45U
— Egils Levits (@valstsgriba) September 1, 2020
Однако латвийский публицист Вадим Авва не согласился с президентом. По его словам, Левитс лжет. Он как президент является представителем латышской иммигрантской националистической элиты, которая осуществляет насильственную ассимиляцию русской общины.
"Этот курс усиленным темпом начат сразу после вступления Латвии в НАТО в 2004 году, потому что ровно через полгода началась первая школьная реформа, которая существенно сократила возможности для русских граждан Латвии, к тому же налогоплательщиков, учить своих детей на родном языке", – отметил Авва в разговоре с Baltnews.
Он подчеркнул, что русской школе в Латвии более 200 лет – она старше латвийской независимости:
"Все это время существование русской школы в Латвии никаким образом не являлось угрозой для латышской идентичности и латышской государственности. Потому что, как мы видим, состоялась государственность и развилась латышская идентичность. Но сейчас это переворачивается".
Однако такая риторика главы государства не удивляет публициста. Его удивляет и огорчает то, что представители в том числе латышской интеллигенции молчат, хотя и понимают, что Левитс лжет. Дело в том, что в советский период в построение латышской идентичности вкладывались огромные деньги, а права получать образование на латышской языке никоим образом не ограничивались.
"Более того, в Латвии существовал ряд вузов и специальности, где образование можно было получить только на латышском языке. Например, латвийская академия художеств работала исключительно на латышском языке. В итоге она сформировала творческую элиту, которая сегодня занимается насильственной ассимиляцией. Мне кажется, что это дурно пахнет", – заключил Авва.