Дмитрий Вальдман родился в Советском Союзе – стране с бесплатным и самым лучшим в мире школьным образованием. Типичная интеллигентная семья из Санкт-Петербурга с дедушками из Сибири и с Украины и с бабушками из Белоруссии и с берегов Волги. Она уже давно живет и работает в Париже. Семья Вальдманов, конечно, капля в "русском мире" за пределами большой Родины. В мире сегодня живет около 25 миллионов русских соотечественников, и русская культура, родной с детства язык и связи с Россией для большинства – очень дороги.
Все было замечательно в семье Вальдманов до начала этого учебного года, когда младший сын, закончивший семь классов в школе при посольстве России в Париже, был отчислен и не принят в восьмой класс. Вместе с Андреем Вальдманом, одним из лучших по математике в школе при посольстве России в Париже. Эта школа рядом с Булонским парком на Бульваре маршалов в 26-м округе Парижа является одним из самых сильных русских образовательных учреждений за пределами России.
На момент начала предыдущего школьного учебного года на сайте школы была такая информация: 170 человек учились на очно-заочном отделении и 59 – на заочном. А 150 детей проходили обучение в очной форме. Двери школы на бульваре Ланн закрыты с 1 сентября этого года. Детям дипломатов – зеленый свет, но ровно сто ребят "из-за забора" в этом году не появились на школьной линейке.
Два министерства на одну школу
Школа на бульваре Ланн уникальна тем, что вместе с детьми российских дипломатов в ней всегда учились дети эмигрантов, включая потомков массовой волны белоэмиграции, хлынувшей во Францию после большевистской Октябрьской революции. Конфликтов между "белыми и красными", разумеется, не бывает: суровые события и противоречия более чем вековой уже давности потеряли актуальность для молодого поколения. Школа дружная, успеваемость очень ценится, лидером класса стать можно за хорошие достижения в учебе и спорте.
Что важно, по окончании школы и сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) российского образца ученики получали два аттестата – российского и французского стандартов. Это вызывает даже некоторую зависть по сравнению с ситуацией в Латвии с ее госэкзаменом на латышском языке, имеющем мизерные перспективы для успешной карьеры в Европе и в большом мире.
Дмитрий Вальдман с лета этого года являлся одним из активных участников Международного школьного родительского комитета, в котором объединились отцы и матери русских посольских школ, разбросанных по всему миру. В общей сложности в них около пяти тысяч детей с 1 по 11 классы получают среднее образование по учебным программам российского Министерства образования. При очно-заочной форме обучения такая практика началась 28 лет назад после ликвидации советской образовательной системы. При этом русские школы, учась по нормативам Минобразования, за границей при дипломатических миссиях России находятся в подчинении МИД РФ.
Похожие проблемы школьников при дипломатических миссиях в этом году затронули разные страны мира, исключая русскую посольскую школу в Женеве, где расположены и дипмиссия России, и штаб-квартира ООН. В школе при посольстве России в Токио еще в 2019 году закрыли очно-заочное отделение и заочное, в школе в Берлине сокращено заочное обучение. Три года назад закрылась очно-заочная форма обучения в Лондоне, хотя в Бухаресте и Вене очно-заочная форма пока сохраняется.
В Турции много русских школ, но они не включены в процесс ЕГЭ, следовательно, российские граждане там не могут получить полноценный аттестат об окончании средней школы. В этом учебном году дети работников посольств учатся в школах за границей очно и бесплатно, дети соотечественников – уж как повезет, но об очно-заочной форме обучения речи уже не идет.
Русскоязычная община во Франции – крупнейшая в Европе с более полумиллиона человек. Это "мягкая", или, точнее, "умная" сила России и, безусловно, часть того сложного этнокультурного и политического явления, которое часто называют "русский мир".
Дети русских за рубежом, указывается в письме, остро нуждаются в высококвалифицированном преподавании в стенах школы, где формируется их российская идентичность, усваиваются традиционные ценности, усиливается интерес и любовь к русскому языку и истории. Ликвидация образования в том виде, в котором она существовала около 30 лет, лишает всего этого детей соотечественников.
"При этом наши дети – будущие послы культуры России во Франции в общении со своими французскими сверстниками. В перспективе это способствовало бы развитию международных отношений и укреплению положительного имиджа России во Франции и принесло бы колоссальную пользу для продвижения "умной силы" России за рубежом", – указали Вальдманы.
Рудиментная русофобия или компромисс политиков?
Что будет после оптимизации русской школы во Франции и других юрисдикциях? Примерно то же, что в Латвии, где мононациональная государственная политика закрывает окно возможностей получения образования на русском языке. В случае Латвии это связано с политикой дискриминации и ограничений прав русского населения, что идет параллельно с пещерной, рудиментной русофобией, заявила Baltnews сопредседатель партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) и депутат Европейского парламента Татьяна Жданок. Вступившаяся за русскую школу в Париже Жданок отмечает, что в Латвии борьба с этническими школами выведена на уровень приоритетов государства.
Для единственной латвийской партии, РСЛ, ранее – ЗаПЧЕЛ, борьба за русские школы в Латвии, как и за искоренение национальной ксенофобии, является целью и смыслом партийного развития.
К сожалению, склонность к излишней компромиссности при стремлении к личным бонусам привела к упадку политиков других партий и в целом к поражению в борьбе за русское образование в Латвии, существующее на этой территории с 1788 года, – это Екатерининское училище, открытое при рижском бургомистре Александре Беклешове. Закрытие русских программ в этом году не позволяет называть Латвию демократической юрисдикцией, к большому сожалению, это дискриминационное репрессивное решение латышского истеблишмента.
"Дискриминация русского образования – один из самых тяжелых вопросов существования Латвии. Во Франции, надеюсь, восстановление прежних форм обучения возможно. Лишение детей полноценно учиться до сдачи ЕГЭ в выпускном 11 классе, чтобы получить аттестат о полноценном среднем образовании российского и французского стандартов выглядит проявлением бюрократизма, вопрос о школьниках завис между Минобразования и МИД РФ.
А в Латвии школы просто закрываются. В Риге нет школы даже при российском посольстве, дети дипломатов учатся в муниципальных учреждениях. Школьникам доступно дистанционное онлайн-образование, частное образование, в том числе по стандартам Минобразования РФ", – говорит Baltnews Татьяна Жданок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.