Партия "Согласие", которая почти десять лет рулила Ригой, столкнулась с серьезным кризисом. История показывает, что случается с империями и монополиями – все может измениться в один момент. Всего за один год партия, которую считали монополистом на русском поле, потеряла практически все.
Рига – не ваша собственность
Даже не специалисты отмечали, что "Согласие" шло на внеочередные выборы в Рижскую думу с очень странной рекламной кампанией. По сути, ее и не было: были невнятно выбранные цели, подобраны блеклые лидеры. Партия, которая привыкла к тому, что Рига – ее собственность, наверное, так и не смогла осознать, что ее время в столице прошло.
Результат – а "Согласие" потеряло почти половину своих избирателей в столице – шокировал только ее членов. Всем остальным, включая экспертов, которые наблюдали за процессом полураспада, результат был абсолютно понятен.
После того, как ЦИК огласила результаты в партии, началась истерика и раскол. Один из флагманов "Согласия" – экс-министр экономики и образования Вячеслав Домбровский – обрушился с жесткой критикой на руководство партии. Точнее, на ее председателя Яниса Урбановича.
Затем к нему присоединилась депутат Сейма Любовь Швецова.
"Я не вижу конкурентоспособности. Я не вижу желания изменений и желания меняться, потому что для выживания в конкурентных условиях необходимы оперативная коррекция моделей поведения и более агрессивная политика в полемике. Я не вижу ее. Я не вижу дискуссии, я не вижу предложений", – сказала Швецова.
Она считает, что Урбанович задумал публичную порку. Швецова и Домбровский – потенциальные жертвы.
"Я подозреваю, что, учитывая последние публичные комментарии господина Урбановича по оценке модели моей работы и работы Вячеслава, он действительно готовит публичную порку, публичное аутодафе надо мной, возможно, над Вячеславом об исключении из "Согласия", – сказала она.
Авторитаризм не работает
Урбанович же, казалось, решил выждать, чтобы нанести решительный удар по оппонентам. Но ждал он не долго – во вторник Рижское отделение партии "Согласие" приняло решение исключить Вячеслава Домбровского и Любовь Швецову из своих рядов. Правление партии также рекомендует исключить политиков из фракции в Сейме.
Это, кстати, тоже показательно: если "месть – это блюдо, которое подают холодным", то Урбанович слишком нетерпелив. Это показывает его неуверенность: раньше он действовал более изящно.
Но это внутрипартийные разборки, которые после провала на выборах вытекли наружу. Как нарыв, который должен быть прорван. "Согласие" переживает период, которые многие партии прошли до него, – "Латвийский путь", "Народная партия" обладали мощными позициями, но развалились практически мгновенно. Выстоять в этой гонке смогло лишь "Единство", которое сумело провести ребрендинг и превратилось в "Новое Единство", пережив тяжелые времена, но вернув свои позиции.
"Согласие" трещит по швам, и становится очевидно, что партия, в которой противоречия сдерживались путем подавления, – жесткая вертикаль там была всегда – держалась лишь на авторитарных лидерах. А такие лидеры могут удерживать власть только при одном условии – они должны быть сильны. Как только авторитарный лидер демонстрирует слабость – все начинает разваливаться.
Так произошло и с "Согласием": сначала пал бывший мэр Риги Нил Ушаков, бежавший в Брюссель, когда запахло жареным. Затем стало очевидно, что Урбанович больше не справляется с ситуацией. Он – действительно хороший кризисный менеджер – просто устарел. Методы, которые позволили ему создать монополию на русском фланге, больше не работают. "Согласие" держалось в том числе за счет программ на Первом балтийском канале (ПБК) – но затем под давлением спецслужбы ПБК прекратил выпуск местных программ, да и телевизор жители страны стали смотреть меньше.
Работа с новыми платформами – YouTube и соцсетями, похоже, оказалась не сильной стороной партии. Их попытки пиариться в Интернете были просто чудовищными. Особенно по сравнению с другими партиями.
К тому же Урбанович пытался добиваться дисциплины по принципу: я начальник – ты дурак. Ушаков тоже следовал этой логике в Рижской думе и, учитывая прошлый состав администрации, это получалось. Так и говорили в кулуарах: звезда в "Согласии" может быть только одна. И это сами знаете кто. Остальные – это свита, которая лишь подчеркивает яркость лидера.
Я (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) не думаю, что "Согласие" сможет оправиться от этого удара. Его монополии на русском поле приходит конец. И это, кажется, неплохо. Политическая конкуренция должна быть – иначе партии и политики начинают бронзоветь. Вот и Вячеслав Домбровский заявил, что рассматривает возможность создания новой партии. Своей. Посмотрим, что это даст.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.