Государственные инспекторы терроризируют русских педагогов в школах нацменьшинств проверками на знание латышского языка. Высокий уровень владения языков не дает ни одному учителю гарантию, что к ним не придут еще раз. Представители Центра государственного языка, по-видимому, твердо убеждены в необходимости регулярности этой процедуры.
Председатель Даугавпилсского отделения русской общины в Латвии, школьный учитель Алексей Васильев сомневается в целесообразности такого подхода. Несмотря на свободное владение латышским языком, которое он не раз подтверждал, за последние полтора года учителю пришлось проходить проверку трижды, в связи с чем возникает закономерный вопрос, кому это нужно. Ведь с момента обретения Латвией независимости прошло без малого уже тридцать лет, а "охота на ведьм" все продолжается – поиск тех, кто недостаточно хорошо говорит на латышском языке, что, по мнению представителей государственных органов, служит достаточным основанием для того, чтобы считать этих людей врагами:
"Происходит искусственное разжигание ненависти к самому латвийскому государству, а кому это нужно? Думаю, тем, кто специально делит Латвию на две национальные части, голосующие на выборах только по национальному признаку. Не зря уже много лет подряд партия, побеждающая на выборах в Сейм, остается в оппозиции, а партии, проигравшие выборы, объединяются и, получив всего 5% голосов, возглавляют правительство", – рассказывает Васильев в Facebook.
Государственные инспекторы порядком мешают и учебному процессу, и работе учителей своими проверочными рейдами. Педагог отмечает, что работает в нескольких местах, и проверки проходят с завидной регулярностью: и на знание латышского языка, и на объем знаний, предоставляемых на латышском языке.
"Уже три раза за последние полтора года проходил проверку государственного языка. А до этого в школе, где я работаю, проходила государственная аккредитация, члены которой, понятно, с нами по-русски не разговаривали, а до этого билингвальный центр нашего местного управления и образования проводил проверку уроков и соблюдение на этих уроках необходимых пропорций – государственного языка и, конечно, соответствующий уровень владения языком, а до этого снова были проверки службы государственного языка, и вот такая дребень, как говорил Чуковский, каждый день, вернее, последние 25 лет", – отмечает он.
В данном вопросе интересно другое – сколько средств из государственного бюджета уходит на зарплаты таких вот чиновников, которые ходят по учреждениям, устраивают проверки. Правда, результаты проверок нигде не фиксируются, иначе чем обусловлено немалое их количество, задается вопросом педагог.
"Все получают зарплату и точно не меньше той, которую учителю надо заработать, работая в трех местах, так откуда берется зарплата у этих господ с проверками? Из налогов мечущихся по работам педагогов, например", – предполагает Васильев и предлагает решение – составьте базу данных, внесите имена людей, кто успешно прошел проверку, и не беспокойте больше.
Разумное предложение, и любой здравомыслящий человек его поддержит, но не те, кто хочет зарабатывать на таких проверках. Васильев отмечает, что в экономически целесообразной системе таким места нет. Видится, что на данном этапе говорить об этом в рамках Латвии не приходится.
Напомним, что проверки в школах нацменьшинств начались сразу после того, как правительство провело реформу системы образования. 22 марта 2018 год в окончательном третьем чтении были приняты поправки к закону "Об образовании", предусматривающие перевод всех школ на государственный язык обучения к 2021/2022 учебному году. Президент Раймондс Вейонис 2 апреля подписал закон, несмотря на то, что около 40% жителей Латвии говорят на русском языке.