При поддержке партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) была организована международная онлайн-конференция "Проблемы консолидации русской нации", посвященная обсуждению проблем, возникших перед русским населением за последние пять лет, живущим как в России, так и за ее пределами.
Многие приглашенные эксперты из разных стран пытались разобраться, что собой представляет нынешний Русский мир и что его может ожидать в дальнейшем.
Поиск возможностей консолидации
Открыл конференцию профессор Александр Гапоненко, указавший, что организаторы мероприятия желают выслушать разные точки зрения по заявленной проблеме, желая таким образом сформулировать определенные пункты, которые в дальнейшем будут приемлемы для всех участников.
Ведь, как заметил Александр Владимирович, в предварительной дискуссии выяснилось, что многие приглашенные спикеры стоят на разных позициях, и цель – выявить общее – наиболее подходит для данного круглого стола.
Главные проблемы обсуждения, по словам Гапоненко, связаны с тем, что после распада СССР за пределами нынешней территории Российской Федерации оказалось примерно 25 миллионов человек, желающих жить в русской культурно-языковой среде, в соответствии с русскими духовными ценностями.
"Однако возможности у них для этого достаточно ограничены, а в некоторых странах, как, например, в Прибалтике, они подвергаются ассимиляционному давлению", – подчеркнул эксперт.
Кроме этого, как считает Гапоненко, после событий в Крыму и Донбассе это давление усилилось. В настоящее время оно затронуло уже большее количество стран, в том числе и Белоруссию.
Тем самым, как указал профессор, одной из основных задач конференции он видит необходимость поиска рекомендаций, которые каждый из выступающих мог бы предложить по поводу того, как решить названную проблему.
А также высказать мнение, на основе чего русские за рубежом и в России могли бы консолидироваться.
Сокращение Русского мира
Следующим докладчиком был сопредседатель партии "Русский союз Латвии", депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов, который в своем выступлении обозначил две русские нации – политическую и этническую.
По его словам, русской политической нацией является совокупность людей, имеющих более сильную связь с современной Россией, чем с любым другим государством. Тогда как в русскую этническую нацию входят люди, для которых первостепенное практическое и эмоциональное значение имеют русский язык и культура.
Также Митрофанов отметил, что родной русский язык не является достаточным признаком для наличия положительной связи с русской идентичностью, приведя в пример значительное русскоязычное население Украины и многочисленных русскоязычных этнических киргизов и казахов, живущих в своих странах и не считающих себя ни русскими, ни россиянами.
В связи с этим, как считает политик, за тридцать лет у заметной части русскоязычных людей, живущих за пределами России, развилась новая идентичность, которая основана на дистанцировании от русской исторической традиции и попытках избавиться от русского языка.
Тем самым, по мнению Митрофанова, происходит сокращение Русского мира, и этот тренд в обозримой перспективе не изменится.
"Потеря Русским миром большинства русскоязычного населения Украины или Прибалтики на данный момент необратима. Ускоряющееся политическое и культурное отдаление Беларуси – скорее всего, тоже. Окончательный отказ от русского языка как языка межнационального общения в Центральной Азии и Закавказье – вопрос ближайших десятилетий", – предположил он.
Митрофанов указал, что единственная сфера, где у русского языка пока еще остается заметное влияние и возможности развития, – это сетевые СМИ, социальные сети, услуги и научная информация во "всемирной паутине".
Помнить, где Родина-мать
Также одним из выступающих был Евгений Примаков, руководитель Россотрудничества, рассказавший о работе и планах этой организации. Как заметил Примаков, сейчас данное учреждение собирается уделять больше внимания работе с социально-политическим компонентом при поддержке соотечественников.
"Наша работа теперь должна быть гораздо более тонкой и сложной, и опираться она должна на инициативу с места, на те предложения, что наши соотечественники высказывают на "земле", – заявил Евгений Александрович.
Говоря о том, что Россотрудничество может дать русскоязычному зарубежному сообществу, Примаков отметил сохранение идентичности, чтобы люди помнили, "где их Родина-мать" и не вели по отношению к ней враждебной деятельности.
"Нам все равно, за кого они будут голосовать, хоть за "красных", за "зеленых", или "серо-буро-малиновых". Главное, чтобы они никогда не голосовали за танки "Абрамс" на Тверской улице. Этого не может быть ни при каких условиях. Мы должны сделать все, чтобы в среде русскоязычных враждебной по отношению к России деятельности не велось", – подчеркнул он.
Тем самым Примаков считает, что сейчас для России важно создавать пояс дружелюбно относящихся к ней стран, а попытка использовать живущих в них русскоязычных жителей для вывода этих государств из НАТО и "приведения их под руку Москвы" является бесперспективным и конфликтным путем.
"Да, есть вероятность, что Россию вытолкнут на этот путь, наша конфронтация с условным Западом может зайти настолько далеко, что мы будем вынуждены идти по этому пути, но сейчас для нас это негативный вариант", – указал чиновник.
В связи с этим текущие цели Россотрудничества глава этой организации видит в укреплении данного пояса безопасности вокруг границ России.
"Я убежден, что необходимо сокращать работу и активное присутствие на дальнем периметре, перенося все усилия на пространство бывшего СССР. Ведь, если мы неожиданно потеряем влияние или представительство на Мальте или в Люксембурге, это не будет трагедией вообще, но, если мы потеряем остатки этого влияния, например, в Армении, это будет катастрофа", – отметил Примаков.
Оборона последних редутов
С подобным тезисом согласился и профессор СПбГУ, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
"Действительно, если закроется или уменьшится представительство Россотрудничества на Фиджи, то ничего не изменится. Но я думаю, что и по некоторым бывшим союзным республикам ситуация настолько печальная, что здесь не столько институты Россотрудничества должны работать, а уже последние меры дипломатического принуждения или даже первые меры недипломатического", – сказал он.
Так, Межевич считает, что в той же Прибалтике ситуация уже дошла до такой степени, что "надо оборонять последние редуты, потому что проиграно все".
Тем самым, по его словам, остается белорусская проблематика, где еще есть возможности решения.
"Нет у белорусской ментальности явного противоречия идее базовой политической лояльности России", – указал профессор.
Также он отметил, что желание некоторых "нехороших людей" создать в Музее Великой Отечественной войны "музей оккупации" не нашла понимания у белорусского населения, дав понять, что шансы на сохранение какой-то части Русского мира еще имеются.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.