В интервью Sputnik латвийский активист Дэги Караев объяснил, почему борется за сохранение русского языка и каким образом отреагировал на ужесточение реформы в системе образования, которая предусматривает отказ от русского языка в школах.
"Весной 2017 года власти анонсировали, что экзамены в 12-м классе будут проходить только на латышском языке. Родители услышали и почти не возмутились – какая разница? У меня была та же реакция. А власти только этого и ждали – увидели, что никакой реакции нет, и решили: почему бы не закрутить гайки еще сильнее? И уже к осени 2017 года властями Латвии был подготовлен проект ужесточения реформы", – сказал он.
Караев отметил, что в том году ему попалась информация об отказе от системы "60 на 40", где 60% времени отводится на изучение учебных предметов на латышском языке, а 40% – на русском. Его возмутил тот факт, что будет проведена отмена данной системы обучения для ребят первых классов, так как, по его словам, "одно дело – итоговый экзамен по факту обучения 12 лет провести и совершенно другое – отказаться от родной речи, начиная с первого класса".
"Увидев, что идет такое ужесточение, я понял, что дальше молчать нельзя. Русский язык – это богатство, – отметил он. – Я ни в коем случае не хочу сравнивать и говорить, что латышский язык беднее. Каждый язык богат, если ты его любишь, читаешь на нем, пишешь, что-то создаешь. Но на русском языке априори создается больше, и он мой родной. Мне не нужно ничего делать для того, чтобы освоить русский язык. Я богат этим".
По мнению Караева, латышский при всей его певучести, красоте, архаичности проигрывает русскому по всем параметрам. Русский – второй язык в интернете, восьмой по количеству носителей, напомнил он. Активист задался вопросом: "Почему вы (власти Латвии – прим. Baltnews) предлагаете моим детям вытеснить естественное богатство? Зачем?".
Как отметил активист, ужесточение реформы почти не вызвало ответной реакции со стороны общественности: оно было напугано.
"Зачем бы я стал работать с человеком, который за русский язык мог мне что-то сделать? Я бы ушел в другое место. Это многое говорит о качествах человека. Плохой уровень образования, который закладывался пугливыми учителями-ассимилянтами. Этот страх заложен во вчерашних детей – сегодняшних родителей. За все эти годы реформ учителя ни разу не подняли голову и не сделали заявление, что власть совершает преступные действия против наших детей", – возмутился он.
Караев сравнил реформу образования с деревом, у которого отрубают ствол и ветки: "Рубят по живому, отрубают бессмысленно. Наши дети не станут лучше после этого, они станут хуже с точки зрения образованности, их возможности будут сужены".
Он уверен, что власти действуют согласно фразе, которую приписывают одному из идеологов национализма в Латвии, политику старой формации Висвалдису Лацису: "Нам не нужно, чтобы вы знали наш язык, нам нужно, чтобы вы знали свое место".
Напомним, в 2017 году Дэги Караев организовал массовый пикет под окнами Министерства образования и науки Латвии против полного перевода русских школ на латышский язык обучения. Его пришли поддержать около 500 людей.
В итоге к делу подключились политики и партии, представляющие русскоязычное население страны. Появилось несколько родительских организаций, отстаивающих права детей обучаться на родном языке, начались массовые подачи исков в Европейский суд по правам человека.
Перевод русских школ на латышский язык, который был начат еще в 2004 году, осуществился: с 1 сентября 2021 года было принято решение о полном переводе школ нацменьшинств на латышский язык обучения.