Ударив по "Севпотоку–2", США рискуют попасть по Европе – эксперт

© Sputnik / Михаил Голенков

Эксперт в сфере энергетики оценил меры, которые принял "Газпром", чтобы изыскать возможность достроить газопровод "Северный поток–2".

Газопровод "Северный поток–2" практически достроен, у США не осталось способов повлиять на ситуацию, пишет Die Welt.

Ход компании "Газпром" – переоформить судно-трубоукладчик "Академик Черский" в собственность Самарского теплоэнергетического имущественного фонда (СТИФ) – позволит российской стороне обойти потенциальные санкции США и наконец завершить реализацию проекта "Северный поток–2".

Авторы статьи указывают, что, несмотря на настойчивость Вашингтона, которую общественность не замечает, сделать из Европы рынок сбыта американского сжиженного природного газа (СПГ), торпедируя строительство "Северного потока–2", вряд ли удастся. Россия уже почти у цели, газопровод почти достроен, отмечает издание.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович указал, что западные издания с опозданием отреагировали на информацию о том, что судно-трубоукладчик "Академик Черский", способное достроить "Северный поток–2", сменило владельца – это стало известно еще около двух недель назад.

Переоформление судна необходимо, чтобы уберечься от санкций, указал эксперт. Тем не менее этот ход не может дать стопроцентной гарантии защиты от вероятных ограничений.

"Понятно, что это попытка его (судно "Академик Черский" – прим. Baltnews) просто спрятать от возможных санкций. Конечно, если американцы захотят, они могут сказать, что это притворная операция, чтобы наказать "Газпром" или партнеров "Газпрома". Просто чем больше вот таких операций прикрытия, тем сложнее действовать американцам, тем больше вероятность того, что они не рискнут бить по европейским партнерам "Газпрома", – пояснил Митрахович.

По словам эксперта, "Газпром" подготавливает неблагоприятную почву для введения санкций, и последние могут обойтись американцам слишком дорого.

"Сначала у них там что-то спрятано в Самаре, а потом в Саратове, а потом на Чукотке или на Камчатке. Все вот такие шаги "Газпрома" создают ситуацию, при которой Америке будет более рискованно бить по европейским компаниям, потому что это будет и так выглядеть: "Вот мы работаем с каким-то самарским фондом, и нас за это наказывать". То есть Россия – это же все-таки не Иран, и против России вводить санкции и вводить санкции против Европы за то, что она торгует с Россией, а Россия намного важнее, чем Иран для Европы, – это все-таки большой стресс для отношений между Америкой и Европой".

"Чем больше таких обходных мер принимает "Газпром", тем более рискованные санкции становятся для американцев, так как они рискуют испортить отношения с Европой, наказывая Европу за торговое сотрудничество с Россией", – подытожил эксперт.

Тем не менее это лишь уменьшает риски, но не решает проблему полностью, указал Митрахович:

"Если американцы решат рискнуть отношениями с Европой, если они решат сильно ударить по России или Европе, безусловно, это перепрятывание в Самаре ничего не даст".

Завершение реализации проекта движется к концу, но есть риски. Потенциальная опасность кроется в санкционной политике США. Новый пакет санкций подготовили два американских сенатора – Тед Круз и Джин Шахин.

Ограничения коснутся любой компании, которая принимает участие в реализации проекта. К ним относятся компании, предоставляющие "услуги андеррайтинга, страхования или перестрахования", к любым судам, которые участвуют в строительстве, а также компаниям, которые предлагают свои услуги для дооснащения судов или устанавливают сварочное оборудование на кораблях. Под санкции попадут и порты, где будут стоять суда, участвующие в строительстве газопровода.

Проект "Северный поток–2" предполагает прокладку двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Против строительства активно выступают Украина, опасающаяся потерять транзит, а также Соединенные Штаты, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ.