Владельцем трубоукладчика, способного достроить последние километры "Северного потока–2", оказался Самарский теплоэнергетический имущественный фонд (СТИФ). Об этом сообщает Российский международный реестр судов.
Отметим, что ранее данные о собственнике судна нигде не фигурировали, а в пользовании судно находилось у дочерней компании Газпрома – ООО "Газпром флот" с 2016 года, о чем сообщалось на официальном сайте предприятия.
Отметим, что СТИФ в свою очередь входит в состав "Газпрома", о чем свидетельствуют данные от 31 марта, так как фонд имеет двух учредителей "Газпром теплоэнерго" и "Газпром межрегионгаз Самара", которые в свою очередь составляют часть компании "Газпром межрегионгаз".
Неизвестно, когда именно трубоукладчик перешел в собственность СТИФ и оказался единственным относящимся к самарскому предприятию судном из семи, принадлежащих "Газпрому". Тем не менее, по словам руководителя практики разрешения споров и международного арбитража Art De Lex Артура Зурабяна, фонд является непубличным предприятием и в теории мог сменить владельца, не сообщая об этом.
Отметим, что ограничения для "Газпром межрегионгаз" и "Газпром флот" уже работают, так как решением Министерства финансов США они уже фигурируют в санкционном списке. В частности, компании не имеют права получить американское оборудование и технологии для работы, так как компаниям США запрещены эти поставки.
Зачем нужен такой собственник?
Завершение реализации проекта движется к концу, но найти судно для достройки газопровода – не единственная проблема. Потенциальная опасность кроется в санкционной политике США, и если было принято решение передать судно во владение СТИФ, значит, при условии введения новых санкций против этого юридического лица они не будут представлять большой опасности. Об этом в разговоре с РИА Новости сообщил партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen&Paper Антон Именнов.
О том, что все риски новых санкций против трубоукладчика сведены на нет, сообщил РИА Новости представитель "Газпрома".
Отметим, что пакет санкций, принятый против "Северного потока–2" в декабре 2019 года, предполагает, что любая компания, которая предоставит свои суда для строительства газопровода, автоматически попадает в черный список указом президента США, что впоследствии исключит доступ активов компании, в данном случае – судов, к услугам по дооборудованию и ремонту.
По словам политолога Андрея Суздальцева, смена компании позволяет выйти из-под санкции США с минимальными потерями.
"Объясняю, в чем дело. Закон, принятый конгрессом США, обрекает любую компанию, которая будет достраивать наш газопровод, на санкции. В данном случае "Академик Черский" принадлежит одной из "дочек" "Газпрома". И его уход в другую организацию, которая никакого отношения к морскому транспорту не имеет, обрекает ее на санкции США, но они для нее не играют никакой роли. Это позволяет нам спокойно достроить газопровод", – сказал он в эфире радио Sputnik.
"Северный поток–2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год. Он пройдет от побережья России через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают Соединенные Штаты, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ, а также Украина, которая боится потерять доход от российского транзита.
Напомним, что ранее американские сенаторы Тед Круз и Джин Шахин анонсировали законопроект, который предусматривает новые санкции против любых судов и их владельцев, которые попытаются достроить оставшуюся часть газопровода.