После недавнего визита министра иностранных дел ЛР Эдгара Ринкевича в США, латвийский МИД передал в Сейм законопроект о реституции еврейской собственности. Как пишет газета «Латвияс авизе» законопроект расценивается «как благодарность Латвии за присутствие в стране сил НАТО».
Спустя несколько дней Сейм получил аналогичное прошение от Латвийского Красного Креста (ЛКК). Готовят свои списки организации айзсаргов, пожарных-добровольцев и Латвийская Ассоциация врачей. Русские общественные организации единой позиции по возврату своей собственности еще не выработали: одни уже консультируются с юристами, другие выжидают, чтобы посмотреть, как решится вопрос с еврейской собственностью. Третьи считают, что вместо возврата довоенной собственности государство или Рижская Дума могла бы выделить общине здание под русский культурный центр, как это давно сделано в Даугавпилсе и Таллине.
Вопрос о возврате собственности довоенных еврейских организаций в течение последних десяти лет неоднократно поднимался как представителями местной еврейской общины, так и представителями Еврейского Комитета и Госдепартамента США, но неизменно отклонялся латвийскими властями. Хотя при премьере Айгаре Калвитисе была даже создана специальная рабочая группа.
Тогда шла речь о возврате 300 объектов общей стоимостью 20 млн. латов. Сейчас еврейская община просит вернуть только пять зданий. Три из них находятся в Риге: здание бывшей еврейской больницы на ул. Лудзас, а также здания бывших еврейских школ на ул. Абренес и Бирзниека-Упиша. Два остальных объекта расположены в Юрмале и Кандаве — бывшие синагоги.
Общество Латвийского Красного Креста претендует на тридцать объектов, айзсарги и пожарные свои притязания еще не конкретизировали, а врачи список объектов подготовили давно, но информацию не разглашают.
У довоенных русских организаций до 1940-ого года только в Риге было немало зданий.
Среди них — три особняка в Старом городе, один амбар на Центральном рынке, два учебных заведения(«Дом Трудолюбия» на улице Московской, 166 и Мариинский приют на улице Лачплеша 106\108), а также русская больница на улице Нарвас. Дома в Старой Риге — это здание нынешнего русского театра им. М. Чехова, принадлежавшее обществу «Улей», здание русской студенческой корпорации «Северное братство» на ул. Маза Смилшу,8 и здание «Русской кассы взаимопомощи» на ул. Р. Вагнера,8.
Отношение к реституции
«Мы с любопытством наблюдаем за происходящими событиями, — признался президент корпорации «Северное братство» Дмитрий Трофимов. — Я ничего не имею против возврата собственности еврейской общине, но поскольку в нашей стране все нации равны, то вопрос о возврате русской собственности тоже актуален. До сих пор здания общественных организаций возвращались только путем принятия отдельных законов».
По словам Д. Трофимова, именно таким путем еврейская община еще в 90-е годы получила свой дом на улице Сколас. Точно так же возвратили на той же улице дом Красному Кресту. Таким же отдельным законом вернули здание на улице Лачплеша профсоюзу полиграфистов. А вот русская студенческая корпорация «Северное братство» свой дом в старой Риге не получила, хотя общество, закрытое в 1940-м году, продолжало работу за границей, куда перебрались некоторые «братья». В 90-е годы оно возобновило работу и в Латвии. Причем, возглавили общество прямые потомки его довоенных основателей. Здание, которое в 1934-м году приобрели корпоранты, пустовало почти двадцать лет. Оно и сейчас пустует, хотя несколько лет его «прихватизировала» какая-то офшорная компания.
«Лет пятнадцать назад мы обращались в департамент собственности Рижской Думы с просьбой вернуть нам недвижимость «Рижского русского благотворительного общества», правопреемником которого мы себя считаем, так при основании Русской общины в Латвии (РОвЛ) мы переняли концепцию и задачи этого довоенного общества, — рассказала председатель РОвЛ Татьяна Фаворская. —Наша попытка закончилась безрезультатно. Я считаю это несправедливым: практически все руководители и активисты довоенных русских организаций были репрессированы, поэтому прямых наследников нет, но современные русские общества вполне можно считать их духовными наследниками, потому что мы ведем точно такую же работу по сохранению русской культуры, русского языка и образования. Между тем, ни одно русское общество не имеет крыши над головой — все арендуют помещения или делают офисы в собственных квартирах. В данный момент мы консультируемся с юристами, чтобы еще раз вернуться к вопросу о возврате имущества Благотворительного общества».
Старейшая русская организация Латвии — Гребенщиковская община — на довоенное имущество не претендует. Старообрядцы, пояснил председатель Латвийского общества староверов Илларион Иванов, не имели до войны общественных зданий — только религиозные, и все эти здания были возвращены. В том числе и рижская школа на улице Маскавас, принадлежавшая общине.
«Если исходить из идеи восстановления справедливости, то воистину ни один народ не пострадал больше, чем евреи во время Холокоста, поэтому вернуть им их общественные здания будет правильным, — считает И. Иванов. — Другое дело, что и русской общине, которая имела до войны общественную недвижимость, можно выделить хотя бы одно здание для создания Русского культурного центра, как это сделано в Даугавпилсе и Таллине. Тем более, что сейчас освобождается много школьных зданий. Это было бы компенсацией, и вопрос о реституции отпал бы сам собой».