Местные латвийцы продолжают уезжать в Европу, а их место хоть в какой-то мере восполняют репатрианты. По мнению некоторых парламентариев, изменения в законе о репатриации, который был принят еще в 1995 году, поможет привлечь в страну новых граждан, имеющих связи с Латвией. Также обсуждаются, пока неофициально, возможные поправки, еще больше упрощающих процедуру возвращения потомков этнических латышей.
В настоящее время в других странах живут и имеют гражданство других стран более 200 тысяч человек. Это те, у кого один из родственников по прямой восходящей линии является латышом или ливом и в соответствии с законом о репатриации могут претендовать на получение латвийского гражданства.
На сайте Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) сообщается и об обстоятельствах, при которых репатрианты могут претендовать на пособия.
В Латвии нет экологических катастроф и военных действий. Латвия остается привлекательной для жизни и бизнеса граждан из стран бывшего СССР. От них в управление по делам гражданства и миграции ежегодно поступает множество обращений о предоставлении вида на жительство. Одной из таких категорий являются репатрианты — граждане других стран, которые имеют латышские корни.
Для местных жителей слово «репатриант» поначалу вызывает некоторую настороженность и тогда приходится пояснять, что вы такой же законный житель, только недавно вернувшийся на родину из другой страны. На что очень часто слышишь: «И что вы здесь собрались делать? Все отсюда уже давно уехали».
Но большинство репатриантов не собираются покидать Латвию, а твердо решили остаться на родине своих предков.
Корреспондент BaltNews.lv встретился с репатриантами, которые недавно приехали в Латвию, и выслушал их рассказы и мнения, связанные с переездом. В основном это граждане России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Есть люди пенсионного возраста, молодежь, а также семейные пары с детьми. У каждого из них сохранились родственные связи с Латвией, хотя некоторые никогда здесь раньше не бывали.
О своих впечатлениях рассказала Татьяна, которая с семьей живет в Риге три года. Приехала сюда с мужем и детьми из Минска.
- Мне очень нравится жить в Латвии. Люди здесь вежливые и внимательные, много интересных мест для отдыха. Сразу после приезда купили квартиру, вскоре нашли работу, ребенок через год заканчивает школу. До этого случайно узнали, что у мужа латышские корни по дедушке. И когда в интернете я прочитала о программе возвращения на родину, то на семейном совете приняли решение — едем жить в Латвию. Раньше мы часто приезжали сюда к родственникам и на отдых, но каждый раз сталкивались с проблемами получения визы. Всегда хотела жить здесь. И вот мечта осуществилась.
Самая большая проблема, с которой столкнулись здесь — это знание языка, без которого трудно найти хорошую работу. Сразу после переезда пошли на курсы, которые бесплатно предоставляют репатриантам. Вскоре сдали на среднюю языковую категорию, продолжаем учить дальше. Собираемся получить латвийское гражданство.
Сергей с семьей перебрался в Латвию из Казахстана, где по его словам очень трудно заниматься бизнесом. Несколько лет жили в Чехии, а потом получили постоянный вид на жительство в Латвии, так как представили документы, подтверждающие этнические корни. Живут в Риге третий год, сын поступил в университет. Сергей совместно с женой открыл свою фирму.
Жизнью в Латвии они очень довольны. Посещают выставки, концерты, ведут активный образ жизни. Сергей посетовал, что не хватает времени лучше выучить язык, хотя старается посещать курсы. Жизнь в Латвии они считают комфортной и уезжать отсюда не собираются.
Анна приехала в Латвию из Донецка, сразу после референдума и образования ДНР.
- Я сразу поняла, что жить там не буду. У мужа был хороший бизнес. Пришлось все бросить и приехать в Латвию, так как мама мужа по национальности латышка. Мне нравятся здесь люди, которые не лезут в душу с расспросами и не говорят каждую минуту о политике. Я очень быстро освоилась здесь. Мягкий климат и красивая природа дополняют хорошие впечатления об этой стране. Нет языкового барьера. Вскоре поняла, что навязанный у нас телевидением стереотип о национальной нетерпимости латышей к русским не соответствует действительности. Здесь каждый живет, не мешая другим.
Владимир с Тамарой приехали с Дальнего Востока. После выхода на пенсию решили вернуться на родину предков. Дети уже взрослые. Продали квартиру и дачу, чтобы больше не возвращаться, и приехали жить в Ригу.
- Рад, что нашел в себе силы вернуться на родину. Пенсии нам пока хватает, и были накопления. У нас здесь началась новая интересная жизнь,- поделился Владимир.
Виктория из Севастополя:
- Живем здесь третий год, но я до сих пор не могу адаптироваться к новой среде. Вроде, все хорошо, но очень скучаю по своему теплому морю, где у нас остался недавно построенный дом. У мужа бизнес в Украине и ему постоянно приходится туда ездить по делам. Возможно, на настроение влияет вечно хмурая погода. А в остальном здесь хорошо — удобный транспорт, вежливые люди, хорошие магазины, интересные выставки и концерты. Латышский язык учила на курсах и дома, но не могу преодолеть барьер общения. Мне кажется, что буду глупо выглядеть, когда скажу что-то неправильно. Надеюсь, что со временем справлюсь с этим страхом.
Наталья живет в Юрмале уже несколько лет. Рассказала, что продала квартиру в Москве, чтобы приобрести домик на взморье.
- После московской суеты мне здесь нравится почти все: природа, люди, магазины, национальная кухня, уютные кафе. Правда, моей российской пенсии здесь не хватает, поэтому устроилась на работу в банк. У меня большой опыт в этой сфере, так как много лет проработала специалистом по кредитованию. Работу нашла быстро, помогло хорошее знание английского. Нахожу время, чтобы учить латышский язык. За время учебы и работы мне довелось пожить во многих европейских странах и США, но для постоянного места жительства я осознанно выбрала именно Латвию и уезжать отсюда не собираюсь. Я почти каждый вечер с наслаждением гуляю по сосновому лесу и морскому берегу. О такой жизни мечтала всегда, когда раньше смотрела латышские фильмы. Странно, что многие латвийцы пессимистично смотрят на перспективы жизни в Латвии. Конечно, есть трудности, но они не носят непреодолимый характер. Думаю, что в Латвии все будет хорошо.
Наташа из Санкт-Петербурга очень упорно учит язык. Успевает посещать несколько курсов и занимается самостоятельно дома.
- Латышский язык сложный, но за год интенсивного изучения уже преодолела для себя тот уровень, когда можно бросить и забыть. Разговариваю на латышском везде: в магазинах, транспорте, на работе… Знаю, что делаю ошибки. Но если стесняться говорить сейчас, то вряд ли получится преодолеть этот барьер в дальнейшем. Некоторые люди, видя мои затруднения, переходят на русский, но я прошу разговаривать на латышском. Ведь я учусь, и многие относятся к этому с пониманием. В разговорной форме происходит более глубокое усвоение всех тонкостей языка и оборотов речи, которые не почерпнешь ни в одном учебнике. Мне это надо в первую очередь для себя и чтобы в спину не говорили: «вот понаехали». Я в Латвию не понаехала, а домой вернулась.
По мнению большинства репатриантов, Латвия достаточно комфортная для жизни страна. Многим высшее образование и профессиональный опыт помогает успешно трудоустроиться. Единственным барьером на первой стадии является отсутствие знаний государственного языка. Некоторые имеют дополнительный доход: получают пенсию, имеют накопления или ведут бизнес за пределами Латвии.
На вопрос: почему решили уехать из своей страны?— большинство отвечало: ради будущего детей, спокойной жизни, чтобы жить в Европе или — «надоело там смотреть на все это».
По мнению репатриантов, количество людей, решившихся на переезд в Латвию было бы гораздо больше, если правительство предоставляло большую поддержку для адаптации на новой родине.
________
Как сообщили BaltNews.lv в УДГМ, больше всего репатриантов в последнее время прибыло из России, Украины, США и Белоруссии.
Со времени принятия закона по годам количество репатриантов составило:
• 2017 год — 227 (180 репатриантов и 47 членов их семей);
• 2016 год — 165 (121 репатриант и 44 члена их семей);
• 2015 год — 174 (120 репатриантов и 54 члена их семей);
• 2014 год — 243 (174 репатрианта и 69 членов их семей);
• 2013 год — 166 (129 репатриантов и 37 членов их семей);
• 2012 год — 119 (99 репатриантов и 20 членов их семей);
• 2011 год — 102 (85 репатриантов и 17 членов их семей);
• 2010 год — 100 (91 репатриант и 9 членов их семей);
• 2009 год — 93 (71 репатриант и 22 члена их семей);
• 2008 год — 127 (100 репатриантов и 27 членов их семей);
• 2007 год — 171 (142 репатрианта и 29 членов их семей);
• 2006 год — 174 (155 репатриантов un 19 членов их семей);
• 2005 год — 237 (репатриантов и членов их семей);
• 2004 год — 191 (репатриантов и членов их семей);
• 2003 год — 290 (репатриантов и членов их семей);
• 2002 год — 245 (репатриантов и членов их семей);
• 2001 год — 269 (репатриантов и членов их семей);
• 2000 год — 401 (репатриантов и членов их семей);
• 1999 год — 559 (репатриантов и членов их семей);
• 1998 год — 828 (репатриантов и членов их семей);
• 1997 год — 851 (репатриантов и членов их семей);
• 1996 год — 710 (репатриантов и членов их семей);
• 1995 год — 600 (репатриантов и членов их семей).